Моисей Беккер рассказывает: Как Азербайджан cтал прибежищем беглецов от Холокоста

Моисей Беккер рассказывает: Как Азербайджан cтал прибежищем беглецов от Холокоста

Холокост – одна из самых трагических страниц в истории человечества, период, когда нацистская Германия и её союзники проводили систематическое уничтожение около шести миллионов евреев. Это было время, когда жестокость и ненависть достигли своего апогея, оставив неизгладимый след в истории.

В контексте обсуждения Холокоста важно затронуть вопрос приема беженцев. Многие страны, в том числе и Азербайджан, оказались вовлечены в процессы предоставления убежища евреям от преследований. СТМЭГИ поговорил с доктором философии по политическим наукам, экспертом по межнациональным отношениям, ведущим научным сотрудником института права и прав человека Моисеем Беккером, чтобы узнать больше об этом аспекте.

- Позвольте начать с традиционного вопроса. Какие были причины Холокоста?

- Изначально, в Германии задачей не ставилось полное уничтожение евреев; основной задачей было их изгнание. Это связано с тем, что евреи, составлявшие лишь один процент населения Германии, контролировали значительную часть экономики: 79 процентов всех универмагов и 97 процентов текстильной индустрии страны. Евреи играли важную роль в экономической жизни Германии, а также занимали ключевые позиции в науке, культуре и искусстве. Это вызывало недовольство и ненависть у немецкого населения, усиливаясь пропагандой нацистов, которые понимали, что антисемитизм найдет отклик среди населения. Это явление не возникло внезапно и не было случайностью, а было следствием развития немецкой истории и общественного сознания.

Антисемитизм, на протяжении полутора тысяч лет поддерживаемый католической церковью, подготовил почву для восприятия ненависти к евреям в Германии. Поэтому идея изгнания, а затем и уничтожения евреев, нашла свое развитие. С приходом Гитлера к власти в 1933 году многие считали его риторику лишь способом привлечения масс, однако он неуклонно следовал заранее намеченной партийной программе. В 1935 году были приняты расовые законы, направленные на «защиту германской крови и чести», которые фактически исключили евреев из государственной и общественной жизни. В 1938 году, во время «Хрустальной ночи» 9 ноября, был организован масштабный погром, в результате которого около 30 тысяч евреев были арестованы и отправлены в концлагеря. В анкетах под причиной ареста часто указывалось просто «еврей», что подчеркивает, что принадлежность к еврейской нации сама по себе считалась преступлением в глазах немецкого государства. Именно отсюда началось массовое преследование евреев.

- Какова была политическая и социальная ситуация в Азербайджане во время Холокоста?

- Во времена Холокоста Азербайджан входил в состав Советского Союза, и общая обстановка в стране была стандартной для того времени. Однако отличительной чертой Азербайджана было традиционно дружелюбное и уважительное отношение к еврейскому народу. Это подтверждается историческими данными, описанными в первом томе моей книги «Евреи в этнической мозаике Азербайджана». 

Азербайджан всегда отличался толерантностью ко всем народам, но особенно лояльное и терпимое отношение было заметно по отношению к евреям. В период Холокоста, когда в Азербайджан прибыл значительный поток беженцев из западных регионов СССР, эта маленькая республика оказала им приют, убежище и понимание. В моем исследовании описывается случай семьи, переехавшей из Беларуси через Харьков и Махачкалу в Азербайджан.

В Тертерском районе Азербайджана эти люди были временно размещены в школе №3, где условия были далеки от идеальных: отсутствовало отопление, и люди страдали от голода и холода. Тогда местные жители начали принимать беженцев в свои дома, оказывая им помощь, питание и медицинскую поддержку. Например, Рустам из Шуши спас несколько человек с помощью народной медицины, в том числе вылечив ногу одного раненого.

Такие примеры дружелюбия и сопереживания были характерны для Азербайджана, хотя часто упоминаются Узбекистан и Казахстан как страны, благосклонно принявшие евреев. Несмотря на то, что в Азербайджан приехало меньше беженцев по сравнению с другими регионами, это не умаляет значимости того, как здесь относились к евреям. Стоит отметить, что многие евреи в итоге решили остаться в Азербайджане. 

- Каким образом осуществлялся прием беженцев?

- Процесс приема беженцев был организован в рамках государственной программы по эвакуации населения. В целом, около 2,5 миллиона человек были переселены за Урал, вместе с численными промышленными предприятиями. Перемещение производственных мощностей на Дальний Восток и за Урал было критически важным, так как без этого сохранение промышленного потенциала и победа в войне были бы невозможны. Кроме того, многие бежали самостоятельно, осознавая, что их ожидает неблагоприятное будущее. 

Отношение населения и властей к беженцам было полным сочувствия и понимания, ведь это была общая беда и горе. Поскольку беженцы были гражданами одного и того же государства, не было никаких различий в их восприятии. Всех, кто искал убежище, принимали, стараясь обеспечить необходимым: устраивали в жилье, предоставляли питание и работу, что было особенно важно. Тем, кто нуждался в медицинской помощи, оказывали лечение. Таким образом, каждому, кто прибывал в поисках спасения, предоставляли поддержку и уход.

- Каковы были масштабы миграции евреев в Азербайджан в результате Холокоста? 

- Азербайджан в результате Холокоста прибыло около 55 тысяч евреев. В общем, из районов, которые впоследствии были оккупированы немецкими войсками, выехало примерно 950 тысяч евреев. В то же время, общее число евреев, сумевших спастись, составило около 2,5 миллиона. Государство приложило максимум усилий, чтобы спасти как можно больше людей. Однако многие евреи изначально не верили в реальность угрозы и не могли представить себе масштабы насилия, которое планировали нацисты. Воспоминания о Первой мировой войне, когда к евреям относились относительно нормально, заставляли многих убеждать себя в ненужности бегства, рассматривая сообщения о жестокости нацистов как советскую пропаганду. Они считали, что немцы, как цивилизованный народ, не станут убивать без причины. К сожалению, те, кто решил остаться, в итоге практически все были уничтожены. 

- Каково было влияние Холокоста на культуру и общественную жизнь евреев в Азербайджане? Наблюдались ли изменения в их традициях, обычаях или образе жизни?

- Влияние Холокоста на традиции и обычаи евреев в Азербайджане не было. Однако в образе жизни произошли изменения: люди стали более осторожными и начали больше доверять официальной информации от властей. В Азербайджане, когда ЕЩЕ страна входила в состав СССР, антисемитизм как явление практически отсутствовал. 

Евреи занимали высокие должности в обществе, такие как директора школ, главные врачи, инженеры и академики, и отношения между евреями и местным населением всегда оставались теплыми и дружественными. После Холокоста многие евреи переживали шок и депрессию. Некоторые даже отошли от своих традиций, стремясь скрыть свою еврейскую идентичность, но это было временным явлением, которое быстро миновало.

- Как сегодня в Азербайджане увековечивается память о Холокосте и его жертвах? Какие мероприятия и инициативы проводятся в стране для сохранения этой памяти? 

- В Азербайджане Холокост и его жертвы всегда помнятся, а общенациональный лидер Гейдар Алиев всегда проявлял заботу о еврейской общине и выражал свое сочувствие к еврейскому народу. Он подчеркивал дружественные отношения между евреями и азербайджанцами и заявлял, что антисемитизм в стране недопустим. Эта позиция является неизменной частью политики Азербайджана. Также в стране действует Международный центр мультикультурализма, который активно занимается увековечиванием памяти жертв Холокоста, проводя конференции и другие мероприятия. Вопрос Холокоста остается в центре внимания общественности и государства, являясь частью государственной политики и менталитета азербайджанского народа.

 

Похожие статьи