|
Лариса Узвалк
Лариса Узвалк

Индийских рабочих-мигрантов не испугала гибель соплеменника в результате обстрела «Хизбаллы»

Индийских рабочих-мигрантов не испугала гибель соплеменника в результате обстрела «Хизбаллы»
Индийские рабочие изучают анкету во время акции по набору на работу в Израиль в Лакхнау в январе Фото: Rajesh Kumar Singh/AP

Гибель на севере Израиля на прошлой неделе индийского рабочего-мигранта Нибина Максвелла, причиной которой послужила ливанская ракета, была встречена глухим молчанием на его родине, где потребность в приемлемом заработке, похоже, перевешивает соображения безопасности.

«Чувство страха присутствует, но что поделать? Бедность — вещь своеобразная, — говорит Хариш Чандра, один из примерно 10 тыс. индийских рабочих, недавно отобранных для работы в Израиле в соответствии с новым соглашением, подписанным между двумя странами. — Все чувствуют страх, но люди рвутся туда только ради денег».

В мае прошлого года индийское и израильское правительства подписали соглашение о найме 42 тыс. индийцев для работы в Израиле, в сфере строительства и ухода за больными. По словам источников, также велись переговоры о найме индийцев для работы в сельском хозяйстве. В декабре соглашение было ускорено, поскольку Израиль стремился заменить 80 тыс. палестинских рабочих, которым был запрещен въезд в страну после начала войны, разразившейся на юге Израиля и в секторе Газа после атаки ХАМАСа 7 октября.

Нехватка рабочей силы усугубилась из-за отъезда других иностранных рабочих по соображениям безопасности. Израиль рассчитвает принять на работу около 100 тыс. индийцев, пишет индийский корреспондент Haaretz.

В декабре прошлого года правительство штата Уттар-Прадеш разместило объявление о 10 тысячах вакансий для квалифицированных строительных рабочих. Израильские строительные фирмы предлагали 137 тыс. рупий (1650 долларов) в месяц, что в пять-шесть раз выше, чем зарабатывают рабочие в Индии.

Из-за высокого уровня безработицы тысячи индийских мужчин выстроились в очередь на собеседование, некоторые преодолели тысячи километров ради этой возможности. Кандидаты были отобраны в прошлом месяце и ожидают подписания писем с предложением и подачи документов на визу в конце этого месяца.

На протяжении всего этого процесса, даже когда кадры войны мелькали в индийских новостях, Сатиш Кумар оставался непоколебимым — до тех пор, пока на прошлой неделе не стало известно о гибели 31-летнего Максвелла.

f64b03e55fcbff93a2c5e3f7d9ca42a27982f47c.jpg
Нибин Максвелл с семьей

«Раньше я не волновался. Я не женат, поэтому думал, что просто поеду, но теперь я нервничаю, — говорит 27-летний плотник. — Моя семья больше не хочет, чтобы я уезжал, но здесь так много проблем. Деньги — самая большая проблема в эти дни. Никто из тех, кого я знаю, даже не думает отказываться от этой идеи. Все хотят уехать, всем надоели здешние проблемы. Но мы напряжены после того, как узнали о случившемся», — признался он.

Максвелл был уроженцем Коллама в южноиндийском штате Керала, где проживает старейшая в стране еврейская община. Оттуда же родом большинство из 13 тыс. индийских медсестер и сиделок, работающих в Израиле. Он переехал в Израиль в декабре прошлого года, чтобы работать на птицеферме в мошаве Маргалиот на севере страны. Его брат Нивин переехал в Израиль несколькими неделями ранее.

Газета Indian Express сообщила, что, по данным неофициальных источников, около 800 индийцев (большинство из южных штатов) переехали в Израиль к концу 2023 года, чтобы работать в сельском хозяйстве. Около 150 из них были из окрестностей Коллама, по словам Басила Лала, местного политика и друга семьи Максвелл. Однако эти рабочие места не были предоставлены в рамках межгосударственного соглашения. «Эти люди уехали в Израиль в частном порядке. Их мобилизовали местные агенты, которым они должны были заплатить около 400 тыс. рупий [4825 долларов], — сказал он. — Это стандартная ставка для агентов в Индии, которые помогают рабочим оформлять заявления на работу, и включает в себя визовые сборы и стоимость авиабилетов».

По сообщениям СМИ, семья Максвелла беспокоилась уже несколько недель. Во время телефонных разговоров они слышали звуки артиллерийских орудий. Отец Нибина, Патрос, рассказал The Times of India, что две недели назад он попросил сына переехать в более безопасный район. «Однако сын не смог выполнить волю отца, так как не получил согласия от своего спонсора», — цитирует издание Патроса. В результате нападения пострадали еще два гражданина Индии.

На следующий день после резни 7-го октября посольство Индии в Израиле сообщило в своем твиттере, что это «трусливая террористическая атака, совершенная шиитской террористической организацией "Хезболла" на мирных сельскохозяйственных рабочих, которые возделывали фруктовый сад». Оно также опубликовало заявление, в котором посоветовало всем гражданам Индии, находящимся в южных и северных приграничных районах, «перебраться в безопасные места на территории Израиля». В заявлении указан номер телефона экстренной помощи посольства и номер горячей линии Управления по делам населения и иммиграции Израиля. Тем не менее, в документе не содержится никаких рекомендаций о том, как могут переехать работники, занятые в наиболее опасных районах.

Смерть Максвелла скромно освещалась в индийских СМИ, большая часть которых поддерживает правительство Моди. В начале война, однако, широко освещалась в индийской прессе. Объявление о предоставлении рабочих мест, широко разрекламированное индийским государством, также освещалось с энтузиазмом. Смерть Максвелла, о которой было сообщено формально, почти не вызвала вопросов и обсуждений.

Спустя несколько дней после инцидента некоторые из рабочих, собирающихся переехать в Израиль, все еще не знали о нем. «Когда это произошло? Я ничего не слышал об этом, — в недоумении ответил 30-летний Анкит Кумар, когда ему сообщили новость. — Если бы это случилось, зачем правительству вообще нас посылать?»

Тем не менее смерть Максвелла не помешает ему отправиться в Израиль. В жизнь всегда есть место риску», — пожал он плечами.

Индийские профсоюзные организации решительно выступили против соглашения с правительством. «Политика Индии направлена на возвращение людей из районов, охваченных войной и конфликтами... В любой зоне конфликта, в любой ситуации наши индийские граждане всегда возвращались обратно. 7 октября были возвращены около 1300 студентов и рабочих», — сказала Амарджит Каур, генеральный секретарь Всеиндийского профсоюзного конгресса. — Однако впоследствии эвакуация была приостановлена, и сейчас в Израиле находится около 18 тыс. индийцев».

Убийство Максвелла, по ее словам, «подтверждает нашу точку зрения. Отправлять индийцев в Израиль небезопасно. И неправильно вмешиваться в политическую повестку дня израильского правительства и [премьер-министра Биньямина] Нетаньяху. Кроме того, индийское правительство ничего не гарантирует в отношении их безопасности. Если вы не можете обеспечить их безопасность, зачем вы заманиваете их предложениями?».

Похожие статьи