Им мало, что они африканцы

«Еврейское телеграфное агентство» (JTA) сообщило о состоявшейся 27—29 января в Нью-Йорке научно-практической конференции, посвящённой евреям Африки.

Участница конференции, посвященной еврейской жизни в Африке, Магда Харун, сказала, что принадлежит к горстке евреев, остающихся в Египте, который когда-то была родиной общины, насчитывавшей 80,000 евреев. Абере Эндешоу Керегу поведал о борьбе, которую ведут приблизительно 8,000 евреев, все еще живущих в Эфиопии, сталкивающихся с антисемитизмом дома, но пока ещё не добившихся разрешения иммигрировать в Израиль. Но другие участники конференции рисовали более оптимистическую картину. Раввин Леви Банон назвал Касабланку (Марокко) родиной малочисленной, но очень яркой еврейской общины, которая управляет 22 действующими синагогами, в то время как Реми Илона призвала признать растущую общину нигерийского племени игбо, которое по ее словам, практикует нормативный раввинский иудаизм. Конференция, организованная Американской сефардской федерацией и базирующейся в Марокко ассоциацией «Мимуна», примечательна не только диапазоном заявленных перспектив, но также и тем, что включала спикеров как от нарождающихся общин в Африке, таких как группа Илоны, так и от давно известных еврейских сообществ в таких странах, как Египет и Марокко.

Хотя все большее число людей стремятся практиковать иудаизм в Африке к югу от Сахары, они в основном игнорируются мировой еврейской общиной и Израилем. Организаторы говорят, что это была первая конференция, посвящённая еврейской Африке, в которой принимали участие не только представители академического сообщества.

Марла Бретшнейдер, преподаватель Университета Нью-Гэмпшира, исследующая еврейские общины в Африке, подчеркнула важность того, что конференция устроена авторитетной Американской сефардской федерацией. «В этом кроется огромный потенциал, — сказала она в интервью для JTA. — Большая часть работы в этой области очень маргинализована, и я — одна из немногих исследователей, связанных с серьезными еврейскими структурами. Нас порой разделяет пропасть, поэтому, мне интересно наблюдать, как, пытаясь устранить разобщенность, за дело взялись организации, у которых есть инфраструктура и большой опыт».

На конференции присутствовали приблизительно 250 человек, включая дипломатических представителей Марокко, Южного Судана, Эфиопии, Египта, Израиля, Египта и Никарагуа. Малкольм Хенлэйн, заместитель председателя Конференции президентов крупнейших американских еврейских организаций и Адама Диенг, специальный советник Генерального секретаря ООН по предотвращению геноцида, выступили соответственно на открытии и закрытии конференции.

Бонита Натан Суссман, вице-президент еврейской «миссионерской» группы «Кулану» («Мы все»), сказала, что конференция была сигналом для многих еврейских общин обратить внимание на Африку: «Огромное достижение, о котором благодаря этой конференции мы можем сказать в полный голос — большой еврейский мир начинает замечать африканских евреев, при том, что традиционное североафриканское еврейство на деле имеет очень мало общего с вновь возникающими на континенте общинами». Нью-йоркская группа «Кулану», организовавшая в рамках конференции кинофестиваль, способствовала обращению в иудаизм в таких странах, как Мадагаскар и Кот-д’Ивуар. Критики подобной работы в Африке считают, что не должно быть массового обращения в иудаизм, если нет местной еврейской общины или инфраструктуры, которая бы поддерживала «новых евреев». Многие из людей, с которыми работает «Кулану», верят, что имеют еврейские корни, но эти утверждения ничем не подтверждены.

Джейсон Губерман, исполнительный директор Американской федерации сефардов, рассказал, что мероприятие стало результатом сотрудничества с ассоциацией «Мимуна», основанной марокканскими мусульманами для просветительской деятельности по истории евреев в их стране, а также для повышения интереса к Африке в еврейском сообществе. По словам Губермана, идея «еврейской Африки» родилась вместе с желанием многих еврейских общин, особенно людей из марокканского сообщества в Израиле, «оглянуться на Африку, как на родину самых старых и самых новых еврейских общин». Губерман рассматривает свою организацию как связующее звено между еврейским мэйнстримом и африканскими евреями. Традиционная сефардская диаспора включает евреев, чьи корни уходят в Испанию и Португалию, а также в Средиземноморский бассейн, на Балканы, на Ближний Восток, в Азию и Африку. «Это естественная роль сефардской общины при ее историческом опыте в разных странах», — сказал он о сотрудничестве с некоторыми возникающими на африканском континенте группами. «Мы — большой сефардский зонтик, и идея заключается в том, что в некоторых случаях у нас есть общины, претендующие на библейское происхождение, а в других случаях новые сообщества, которые приходят в иудаизм — у нас открыта дверь. Мы хотели бы приветствовать некоторые из этих общин и дать им возможность осмысленно присоединиться к еврейскому народу».

Эль Мехди Будра, президент и основатель ассоциации «Мимуна», рассматривает конференцию как возможность подумать о будущем. «Цель этой конференции — создать зарождающийся круг лидеров, которые заботились бы о будущем африканского иудаизма», — сказал он. Будра прилетел для участия в конференции из Рабата, но в следующем году ему не нужно будет ехать так далеко. Будра и Губерман уже планируют вторую конференцию, которая, по их словам, состоится в следующем году в Африке, скорее всего, в Марокко. «Это мероприятие укрепляет связи не только между мировой еврейской общиной и евреями в Африке, но и между белыми и черными евреями», — сказал раввин Каперс Фанни, главный раввин Международного Совета раввинов организации «афроамериканских исраэлитов» («Africa American Hebrew Israelites»). «Это очень много значит для афроамериканской еврейской общины и еврейской общины Западной Африки, ведь мы уже давно говорим, что мы существуем», — сказал рав Фанни, который возглавляет чикагскую эфиопскую еврейскую общину «Бейт Шалом Бней Закен». Хотя движение «темнокожих евреев», считается маргинальным с точки зрения традиционного иудаизма, Фанни прошёл гиюр у консервативных раввинов и стремится навести мосты с ортодоксальной еврейской общиной. Он сказал, что после конференции планирует связаться с общинами ашкеназов и сефардов: «Они сделали свой шаг навстречу, мы должны ответить взаимностью».

(От переводчика: Имя раввина на ашкеназский манер звучало бы как Каперс Смешной)

Джозефина Дольстин

Перевод с английского: Виктор Шапиро

Похожие статьи