|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Кошерное мясо Острова Свободы

К 500-летию Гаваны в городе восстанавливается старейшее еврейское кладбище Кубы. Об этом пишет корреспондент Jüdische Allgemeine Андреас Кноблох.

Мемориальная доска у входа на еврейское ашкеназское кладбище в Гуанабакоа, что в получасе езды от старого города Гаваны, воздает должное Абрахаму Березняку и его заслугам перед еврейской общиной Кубы. На доску, а также на могилу Березняка в первую очередь обращает внимание посетителей кладбищенский смотритель Роберто Родригес дель Рио. Более 16 лет он ухаживает за могилами и проводит группы посетителей по территории кладбища.

Разбитые надгробия, куски камня разбросаны по земле. На некоторых могилах растительность пробивается сквозь камни. На многих могильных плитах лежат мелкие камни. Более чем на тысяче надгробий можно найти имена и места рождения американских, немецких, бельгийских, французских и польских евреев. Они прибывали на Кубу с 1898 года как солдаты американских интервенционных войск или представители крупных американских и европейских сахарно-табачных компаний, бежали в 20-е годы от погромов в Восточной Европе, а затем от террора нацистов. Немецкий философ-коммунист Август Тальхаймер, прежде чем ему удалось выехать на Кубу в 1941 году, бежал во Францию. 13 сентября 1948 года он умер в Гаване, его заброшенная могила находится на краю кладбища. Оттуда открывается вид на расположенное чуть ниже сефардское кладбище, а за ним — только поля и луга. Сефардские евреи в большем количестве прибыли на Кубу в период Первой мировой войны и после распада Османской империи.

Кладбища Гуанабакоа расположены так далеко, по сути не в самом городе, а в предместье, потому что в старой Гаване в начале прошлого века не было места. В Гуанабакоа же были недорогие участки, рассказывает Родригес дель Рио. Участок ашкеназского кладбища был куплен членами первой еврейской общины Кубы в 1906 году. Они были в основном выходцами из США.

В 1910 году кладбище было открыто. Здесь лежит Цви Каплан, единственный похороненный на Кубе раввин, Саул Елин, один из отцов-основателей кубинского кино, чью могилу несколько лет назад посетил Стивен Спилберг, Мартин Кляйн, пилот бомбардировщика при режиме Батисты, впоследствии перешедший на сторону революции.

Когда в 1959 года восторжествовала революция, на острове проживало около 15 тысяч евреев После этого многие эмигрировали, в основном в США. Около 90 процентов евреев покинули Кубу в те годы. Режим Кастро не запрещал религию, но верующие часто сталкивались с дискриминацией, например, при поступлении на учебу.

Согласно Конституции 1992 года государство объявлялось не атеистическим, а лаицистским (секулярным). В стране начался религиозный ренессанс. Когда тогдашние еврейские лидеры Хосе Миллер и Адела Дворин получили государственное разрешение на реорганизацию общины, они вспомнили об Абрахаме Березняке, доска в честь которого сегодня украшает вход на кладбище. Ведь он владел списком всех евреев на Кубе. В настоящее время община насчитывает около 1500 членов, из них 1100 в Гаване.

Состояние кладбища в Гуанабакоа в течение многих лет продолжало ухудшаться, так как еврейская община не в состоянии была собрать 200 000 долларов, требовавшихся на реконструкцию всего участка. Несколько месяцев назад ведомство по охране культурного наследия (бюро Городского историка Гаваны Эйсебио Леаля Шпенглера) взяло на себя ремонт старейшего еврейского кладбища острова. В честь 500-летия Гаваны многочисленные исторические памятники и сооружения в настоящее время реставрируются по всей столице. Как пояснила кубинской прессе Пилар Вега, инженер из бюро Городского историка, к июню уже было восстановлено около 50 из примерно 1100 могил на кладбище. В этом году в общей сложности планируется привести в порядок еще 150. «Наша проблема — не единственная, которая существует в стране, — считает глава общины Адела Дворин, — есть еще много мест, требующих внимания со стороны бюро Городского историка. Поэтому мы несказанно благодарны за его интерес и дружелюбное отношение к еврейскому народу».

Но кто же такой не раз упомянутый выше Абрахам Березняк?

О нем можно прочитать на сайте «The Jews of Cuba». Это человек, посвятивший всю свою жизнь сохранению еврейской общины на Острове Свободы. Его бар-мицва состоялась в год революции 1959 года, он учился в еврейской школе, а в Гаване на тот момент существовала процветающая еврейская община. В послереволюционные годы, в условиях коллапса экономики и массовой эмиграции, Абрахаму каким-то образом удавалось поддерживать ежедневный миньян в ортодоксальной синагоге «Адат Исраэль». Стараниями Березняка в коммунистической Гаване при синагоге сохранялась единственная на всем острове кошерная скотобойня и мясная лавка. Чтобы оценить уникальность дела жизни Березняка, нужно знать одну особенность кубинского законодательства: здесь фактически запрещена говядина. За убийство коровы на Кубе можно получить до 15 лет тюремного заключения, тогда как убийца человека лишится свободы всего лишь на 10 лет. Действительно, каждый кубинец с пеленок знает, что зарезать корову — ужасное преступление. Это животное не является священным, как в Индии, но все коровы острова принадлежат государству. В случае, если корову украли, ее несчастный хозяин будет вынужден оплатить большой штраф «за ненадлежащую охрану скота». Когда же корова покидает этот мир в силу возрасту или из-за болезней, необходимо вызвать полицию, которая официально засвидетельствует этот факт. Это невероятно, но после революции 1959 года практически все частные предприятия и магазины были национализированы — кроме лавки Абрахама Березняка на улице Акоста в Старой Гаване: возможно, во избежание обвинений в антисемитизме. И вот, в этих условиях Абрахам Березняк снабжал кошерным мясом евреев всей Кубы. 

Он был в синагоге «один за всё»: шойхет, меламед, заведующий хеврой-кадишой, а также председатель ортодоксальной общины. В 1994 году Березняк лично подготовил к бар-мицве своего сына.  25 января 1998 года Абрахам Березняк от имени евреев Гаваны приветствовал папу Иоанна Павла II во время его визита на Кубу и встречи с представителями различных конфессий. В том же году Березняк скончался. Теперь шихту и кошерный мясной магазин в Гаване продолжает поддерживать его сын – Яков Березняк Эрнандес. И он опять один за всех в синагоге – и шойхет, и кантор, и казначей.

 

 

Похожие статьи