|
Елизавета Юделевич

В борьбе с болезнью

Нейроонколог Давид Насхлеташвили об иммунотерапии рака, шахматной партии с Наной Иоселиани и поездке в Японию.


– Жанна Фриске, Анастасия Заворотнюк… К сожалению, эти звездные мамы заболели глиобластомой после процедуры ЭКО. Действительно ли это происходит в результате искусственного оплодотворения? 

– Глиобластома относится к редким онкологическим заболеваниям. Первичные опухоли головного мозга составляют примерно 2% от всех опухолей человека (21 случай на 100 тысяч человек), а глиобластома — это только около 15% от всех первичных опухолей головного мозга. Пока нет достоверной информации, как ЭКО влияет на течение самого онкозаболевания, — возможно, оно является стимулом к более агрессивному проявлению болезни, или имеются другие скрытые причины прогрессирования. Но можно точно заявить, что ЭКО в самостоятельном виде не вызывает первичных опухолей головного мозга. 

– Обывательский вопрос. Сможет ли человек после операции на головном мозге по поводу глиобластомы вернуться к работе, не стать «овощем»? 

– Объем операции зависит от локализации и размеров опухоли в головном мозге, от того, вовлекает ли она жизненно важные структуры головного мозга. Нейрохирург должен действовать таким образом, чтобы не ухудшать неврологическое состояние пациента, так как его задача — не просто максимально удалить опухоль головного мозга, а добиться наименьшего неврологического дефицита у пациента. Как правило, больные возвращаются к обычной жизни после операции, работают, если болезнь в дальнейшем не возвращается в виде рецидива. 

Недавно на конференции мы представляли коллегам наших пациентов, которые после комплексного лечения глиобластомы живут без рецидива болезни 5–10 лет и более, занимаются обычной повседневной деятельностью, при этом ни операция, ни лучевая терапия, ни противоопухолевое лекарственное лечение, не ухудшили качество их жизни. Единственное — 1 раз в 6–12 месяцев им нужно приходить к нам, в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, на плановое обследование. 

– Ваша фамилия говорит о еврейских грузинских корнях... 

– Верно. Я родился в Тбилиси, в еврейской семье. Бабушка с папиной стороны — польская еврейка, оба дедушки и бабушка с маминой стороны — грузинские евреи. Взрослел в Тбилиси, жил в центре города, учился в школе в интернациональном классе, отношусь с уважением к людям, независимо от национальности. Переехал в Москву в 16 лет, поступил в Московскую медицинскую академию им. И.М. Сеченова, в которой уже учился мой старший брат. 

Посвятить себя медицинской стезе я мечтал с детства и поступил в медицинский институт с первой попытки. Когда я учился на втором курсе мединститута, у моего отца было выявлено онкологическое заболевание, и я стал усиленно изучать эту сферу медицины — онкологию, стараясь максимально помочь отцу. Он ушел из жизни в 1994 году, и после случившегося я решил посвятить себя лечению онкологических пациентов, помогать им в борьбе с болезнью. 

– Что посоветуете нашим читателям, как уберечься от рака? 

– Если мы говорим о первичных опухолях головного мозга, то здесь нет каких-либо рекомендаций по профилактике. Ионизирующая радиация — один из возможных факторов риска развития опухолей головного мозга. Следует уменьшить риск радиационного излучения, данный совет касается любых видов онкологических заболеваний, остальные факторы риска в отношении первичных опухолей головного мозга еще недостаточно изучены. Что касается других онкологических заболеваний, то на этот счет имеются рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по профилактике: не курить, вести здоровый образ жизни, соблюдать рекомендации по питанию, стремиться заниматься спортом, следить за весом. 

– А конференции по иммунологии вы также посещаете, какой интерес они представляют для врача-онколога? 

– В последние годы основные успехи в борьбе с онкологическими заболеваниями связаны именно с иммунотерапией рака, это одно из наиболее интересных направлений в медицине, успехи в котором позволяют надеяться на полное излечение от онкозаболеваний даже в запущенных случаях. 

– Судя по ярким и сочным фотографиям в «Фейсбуке», вы недавно побывали в Японии. Чем запомнилась поездка в эту страну? 

– Это не первая моя поездка в Японию, десять лет назад я уже побывал в Токио, тогда мы с коллегами изучали новое оборудование. А в мае этого года я летал в Страну восходящего солнца на Всемирный конгресс по заболеваниям нервной системы, в рамках которого между докторами произошел обмен новыми научными данными по хирургии, лучевой терапии, лекарственной терапии, по новым видам исследований головного мозга. Япония очень впечатлила меня, а во время турне мне наконец-то удалось побывать в древних японских городах — в Киото и Наре, где чувствуется истинный дух нации, самураев, многовековых традиций, средневековой истории. Рад, что узнал новые интересные факты об этой удивительной стране, лицезрея уникальное японское искусство. 

– Когда последний раз были в любимой Грузии? 

– В этом году в начале июня я летал на свою малую родину, до известных политических событий, когда между нашими странами еще не прервалось прямое авиасообщение. В Грузии тогда проводилась интересная конференция по иммунологии и иммунотерапии рака. Заодно, в рамках этого научного мероприятия, удалось организовать шахматный турнир, благодаря чему я познакомился со знаменитой грузинской шахматисткой Наной Иоселиани. Горжусь тем, что мне удалось сыграть с Наной вничью — одному из десяти участников конференции, сразившихся с ней в шахматы в сеансе одновременной игры. 


– Давид, сегодня вас можно встретить и на концерте легендарной рок–группы, и на выставке живописи, и на празднике в еврейской общине. Насколько важно для вас быть на пике не только научной, медицинской , но и культурной еврейской жизни? 

– Мы с супругой любим ходить в театр, на концерты, заряжаться на этих мероприятиях позитивной энергией. Отмечаем еврейские праздники с родными и друзьями. У меня традиционная еврейская семья. Все это помогает преодолевать трудности в работе и в жизни.

Похожие статьи