|
Виктор Балагулин

Мусульмане Индонезии требуют закрыть первую в стране выставку о Холокосте

Мусульмане Индонезии требуют закрыть первую в стране выставку о Холокосте

Выставка в единственной синагоге страны подверглась критике из-за подозрений в попытке Израиля через ее организацию нормализовать отношения с Индонезией. Раввин синагоги говорит, что его целью было лишь желание «информировать индонезийцев об опасности антисемитизма». 

Некоторые мусульманские организации Индонезии требуют закрытия первой в стране постоянной экспозиции о Холокосте, заявляя, что она стала частью плана Израиля по нормализации отношений с Индонезией. 

Открытие выставки было приурочено к Международному дню памяти жертв Холокоста 27 января, она расположена в единственной в Индонезии синагоге «Шаар ха-Шамаим» в индонезийской провинции Северный Сулавеси. 

Сама выставка под названием «Шоа: как это по-человечески возможно?» была подготовлена Всемирным центром памяти жертв Холокоста «Яд Вашем» в Израиле. 

Раввин синагоги «Шаар ха-Шамаим» Яаков Барух рассказал, что его мотивация открыть эту выставку была личной. 

«Когда у меня возникла идея создать небольшой музей Холокоста, прежде всего я хотел почтить память членов моей семьи по линии бабушки, погибших в концлагерях», - говорит раввин, -  и вместе с этим я хотел рассказать индонезийцам об угрозе антисемитизма и об опасности преступлений на почве ненависти». 

Однако протестующие против выставки мусульманские организации заявляют, что рассматривают эту экспозицию как часть попыток Израиля нормализовать отношения с Индонезией и оправдать оккупацию палестинских территорий. 

«Мы требуем, чтобы выставка была закрыта и никакого музея тут не было», — говорит глава отдела международных отношений и международного сотрудничества Индонезийского совета улемов страны, высшего исламского духовного органа (MUI) Сударното Абдул Хаким. 

«Еврейские общины и потомки еврейского народа повсюду, в том числе в Индонезии, и в Северном Сулавеси должны отдавать себе отчет о жестоких действиях, совершаемых сионистами против палестинского народа с 1948 года», — добавил он.

2-8-22-Shaar-HaShamayim-640x400.jpeg

Совет улемов, который когда-то возглавлял вице-президент Индонезии Маруф Амин, придерживается консервативных, а иногда и противоречивых религиозных взглядов. 

Однако аналогичные настроения выразили и представители других групп. И причиной здесь стал организатор выставки – музей-мемориал «Яд Вашем», и в частности его новый руководитель Дани Даян, который ранее возглавлял «Моэцет Йеша», организацию израильских поселенцев на Западном берегу. 

Вице-спикер законодательной власти Индонезии, Народной консультативной ассамблеи и депутат религиозной партии «Процветающая справедливость Хидаят Нур Вахид заявил BenarNews, что протестует именно по причине связи выставки с «Яд Вашем», директор которого является убежденным сторонником идей поселенческого движения. 

Однако не все индонезийские мусульмане выступили против выставки памяти Холокоста. Представители Nahdlatul Ulama, крупнейшей исламской организации Индонезии и крупнейшей исламской организации в мире, высказались в поддержку выставки. По словам источника, знакомого с ситуацией, поддержку выставке оказали и местные власти. 

Стоит отметить, что протест мусульманских организаций против выставки начался на фоне циркулирующих слухов о налаживании дипломатических отношений между Индонезией и Израилем, которые в настоящее время не имеют официальных связей. В прошлом месяце израильские власти заявили, что госсекретарь США Энтони Блинкен поднял вопрос о нормализации отношений, предположив, что Индонезия может присоединиться к нескольким другим мусульманским странам, уже предпринявшим шаги по изменению дипломатического климата с Израилем. Заявление было позже подтверждено министерством иностранных дел Индонезии.

Между тем, барьеры на пути к нормализации отношений остаются довольно высокими. Нынешние лидеры Индонезии боятся потерять поддержку большинства населения, состоящего из мусульман, которые хотят независимости для палестинского народа. Конституция страны гласит, что «независимость является правом всех народов», оперируя этим правом, островная нация выступает за независимость Палестины. Официальная Индонезия давно и последовательно поддерживает решение о создании двух государств.

Однако по словам профессора мировых религий и всемирной церкви в Университете Нотр-Дам Мунима Сирри, популярная в Индонезии политическая программа может легко превратиться в государственный антисемитизм. 

«Индонезийцы не всегда понимают разницу между евреями и израильтянами, — сказал Сирри, - они также не видят различий между внешней политикой государства и народа Израиля. И это главная проблема». 

По словам Сирри, антисемитский дискурс существовал в Индонезии еще до основания государства Израиль. Но он стал более заметным в общественной жизни по мере появления новых религиозных партий после падения авторитарного режима Сухарто в 1998 году. Сирри называет ситуацию в Индонезии «антисемитизмом без евреев» — антисемитские настроения растут, хотя в стране практически нет еврейской общины.

2-8-22-Yaakov-Baruch-menorah-640x400.jpeg

В Индонезии исповедовать иудаизм не противозаконно, но евреи стараются не выделяться и исповедовать свою религию, не афишируя ее. В стране официально признаны только пять религий — христианство, католицизм, индуизм, буддизм и конфуцианство, — и евреи должны отождествлять себя с одной из них. 

В удостоверении личности раввина Баруха, например, указано, что он христианин, но по его словам, евреи, живущие в районах с преобладающим мусульманским населением записывают себя мусульманами по документам.

По оценкам Баруха, в его синагогу ходит 20-30 сефардских евреев, еще примерно столько же евреев Джакарты отправляют религиозные потребности дома. 

Большинство из них, как и сам Барух - потомки голландских евреев, прибывших в Индонезию в 17-м веке вместе с Голландской Ост-Индской компанией. Община построила синагогу в Сурабае в 1939 году.

«Однажды в Джакарте на меня вместе с беременной женой напали из-за кипы на голове, — говорит раввин, - но в моем родном регионе, Северном Сулавеси, намного безопаснее, потому что здесь много христиан».

Раввин отметил, что местные власти оказывают поддержку и обеспечивают безопасность небольшой еврейской общины с тех пор, как в 2004 году здесь построили синагогу. А за выставку он намерен бороться, поскольку считает, что о 6 миллионах жертв Холокоста забывать нельзя.

Похожие статьи