Новогодняя елка – мнение раввина. На вопросы читателей отвечает раввин Реувен Куклин.
Можно ли евреям ставить новогоднюю елку?
Евреи уже тысячи лет живут по собственному летоисчислению. Но одна из уникальных особенностей нашего народа состоит в том, что мы, как губка, впитываем в себя традиции и обычаи тех мест, куда наших предков занесла судьба.
И одна из таких традиций – елка на Новый год по юлианскому календарю. Означает ли это отказ от своих традиций?
Поскольку новогодняя елка является одним из центральных атрибутов в праздновании нееврейского Нового года, нам, чтобы ответить на этот вопрос, следует прежде задуматься над праздниками вообще, над их ролью в жизни человека.
Начнем с того, что у каждого есть потребность в праздниках. Человеку тяжело жить монотонной жизнью на протяжении долгого времени. Особенность каждого праздника призвана выразить определенную идею, которую сложно видеть в повседневной будней жизни.
Праздник не только создает особенную торжественную атмосферу в тот день, когда его отмечают, но он также призван вдохнуть жизнь во все дни года и озарить их своим особым светом: как мы знаем, задолго до самого праздника люди подготавливаются к нему, ждут его, а после того как праздник проходит, вспоминают о нем с ностальгией и ждут нового праздника.
Праздник – это центральная ось, вокруг которой «крутится» вся жизнь. Возможно, по этой причине праздник на иврите называется словом «хаг», которое переводится как «крутится».
Именно поэтому Йеравам, желая внедрить в сознание народа идею о поклонении тельцу, придумал новый праздник. А единственный египетский праздник, который упоминается в Торе, – день рождения фараона, и он служил идее обожествления фараона.
Тем самым становится понятной важность еврейских праздников для каждого еврея, ведь они помогают еврею помнить важные принципы религии своих отцов и постоянно идентифицировать себя как еврея.
С другой стороны, из этого мы можем понять, насколько отдаляет еврея от его еврейства празднование нееврейских праздников. Не может быть в жизни человека две центральные оси: либо его Новый год – это 1 Тишрея, когда был создан мир и когда происходит суд над всем человечеством, либо его Новый год – это 1 января.
Разберем также галахический аспект этого вопроса.
В Торе сказано: «И будете Мне царством священников (коаним) и святым народом». Священник (коэн) избран Б-гом, чтобы быть ближе, чем другие, к Нему, служить Ему, как сказано (Дварим 18:5): «его (коэна) избрал Господь, Б-г твой… для служения (Г-споду)».
Тем самым приносит священник святость и благословление в среду всего народа. И поэтому у коаним есть дополнительные заповеди, которых нет у других евреев.
Подобно этому, весь еврейский народ называется «царство священников», поскольку мы были выбраны быть ближе к Творцу. Когда мы идем по правильной дороге и выполняем заповеди Б-га, мы приносим тем самым свет и святость всему миру.
И тут важно оговориться: речь не идет о том, кто лучше. Если еврей выполняет возложенную на него ответственную миссию, он получит за это великую награду, а если он не будет ее выполнять, получит суровое наказание.
Так же и нееврей, который выполняет возложенное на него, получит за это чудесную награду. Наши мудрецы говорят (Санедрин 59а), что нееврей, который изучает и выполняет семь заповедей, возложенных на него Творцом, приравнивается к первосвященнику. Тора повелевает нам относиться с большим почетом и уважением к другим народам.
Чтобы выполнить нашу миссию, нам следует не уподобляться другим народам в тех обычаях, у которых нет какого-то логического объяснения, поскольку в этом случае есть основания опасаться, что это хоть как-то связано с поклонением идолам.
Так, к примеру, запрещено выбривать голову по сторонам и оставлять длинную челку посередине; с другой стороны, разрешено врачу носить белый халат – чтобы всем было ясно, что он врач. И об этом повелевает Тора (Ваикра 18, 3): «…и по их обычаям не ходите».
Если вспомнить об истоках обычая ставить новогоднюю елку, обнаружим, что обычай этот восходит к язычеству. Языческие народы помещали зимой дома различные деревья, что символизировало продолжение жизни – даже в зимнее время.
Например, найденная в Тунисе древнеримская мозаика изображает бога Диониса, держащего в руке ветку хвойного дерева – символ жизни.
Из приведенного выше проясняется, что, согласно законам Торы, еврею не следует ставить елку в своем доме (или в своем офисе и т.п.) на нееврейский Новый год.