Глобальные санкции против израильских министров демонстрируют опасное лицемерие

Глобальные санкции против израильских министров демонстрируют опасное лицемерие
Фото: YONATAN SINDEL/FLASH90

На первый взгляд, разумные люди во всем мире могут отнестись к принятому во вторник решению Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Норвегии ввести санкции против ультраправых израильских министров Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира как к вполне объяснимому явлению.

В конце концов, могут сказать они, это экстремисты, которые действительно с ненавистью отзывались о Газе и палестинцах. Конечно, запрет на их поездки и замораживание их активов — это соразмерный ответ.

Но затем должно последовать второе умозаключение — и вместе с ним осознание того, что это беспрецедентный дипломатический шаг: наложение санкций на министров демократического союзника не за их действия, а за их слова. За риторику.

Налицо поразительный отход от давно сложившихся дипломатических норм, который ставит Израиль в рамки стандартов, не принятых ни в одной другой стране.

Израиль — не единственная демократическая страна, в правительстве которой есть экстремисты. На ум приходит голландец Геерт Вилдерс. Как и бывший министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини. Даже некоторые американские чиновники делали комментарии, вызывающие недоумение. Однако никто из них не подвергся санкциям.

Почему? Потому что до сих пор это считалось слишком резким шагом.

Демократические страны обычно приберегали санкции для автократий. Негласное правило гласило, что демократические страны, хотя иногда и избирают чиновников, которые говорят возмутительные вещи, имеют внутренние системы (выборы, суды, свободные СМИ и общественное мнение) для борьбы с ними.

Если кто-то переходит черту, общественные институты в его стране отреагируют.

Это допущение только что было выброшено в окно.

Впервые пять демократических стран применили санкции к избранным должностным лицам другой демократической страны. И не за то, что они сделали, а за то, что они сказали. Их вердикт? Израиль не может справиться с этим сам и нуждается в их вмешательстве.

Какое высокомерие!

Это больше, чем просто дипломатический упрек. Это момент пересечения границы. Мы больше не говорим о наказании плохих актеров за плохое поведение — теперь мы находимся на территории санкций за высказывания.

И это поднимает непростой вопрос: Кто должен решать, когда риторика, какой бы уродливой она ни была, становится основанием для международного наказания?

В совместном заявлении пяти стран говорится, что санкции были введены в связи с тем, что министры подстрекали к насилию против палестинцев на Западном берегу.

«Мы непоколебимо привержены решению о двух государствах, которое является единственным способом гарантировать безопасность и достоинство израильтян и палестинцев и обеспечить долгосрочную стабильность в регионе, но оно находится под угрозой из-за экстремистского насилия со стороны поселенцев и расширения поселений», — говорится в заявлении.

Другими словами, наказывается не только риторика ненависти, но и неприятие решения о двух государствах. Об этом заявил премьер-министр Австралии Энтони Албанезе, подчеркнув, что комментарии министров, попавших под санкции, являются «препятствием» на пути к решению о двух государствах.

И вот вам новость: около 85% израильских евреев выступают против двухгосударственного решения. Почему? Потому что они наблюдали реальность: сначала Вторую интифаду, а недавно — 7 октября.

Подавляющее большинство израильтян сегодня не рассматривают двухгосударственную опцию как жизнеспособный путь к миру, и не из-за идеологии, а из-за горького опыта.

Это не означает, что подстрекательская риторика Смотрича и Бен-Гвира достойна оправдания. Мы считаем некоторые из их высказываний не только безответственными, но и морально ошибочными.

Однако эти санкции выходят за рамки неодобрения риторики и переходят в сферу ханжеской добродетели. Если правительства этих стран хотят осудить речь Бен-Гвира и Смотрича, это их право. Но двойной стандарт здесь просто налицо.

Эти страны заявляют, что не будут общаться с ультраправыми министрами из-за подстрекательства к насилию, но при этом они не возражают против встречи с председателем Палестинской автономии Махмудом Аббасом, правительство которого ежемесячно выплачивает зарплату террористам (и их семьям), убивающим израильтян.

Если эти страны хотят, чтобы их воспринимали всерьез, возможно, им следует начать с борьбы с подстрекательской риторикой, звучащей на их собственных улицах: скандированиями вроде «Глобализируй интифаду», «Свободу Палестине!» или «От реки до моря Палестина будет свободной».

Преследовать израильских министров, игнорируя это, — не добродетель, а лицемерие. Мы благодарим госсекретаря США Марко Рубио за то, что он отверг санкции и дал понять, что они не являются конструктивными.

По его словам, санкции «не способствуют прекращению огня в Газе, возвращению заложников домой или прекращению войны». Затем он добавил: «Мы напоминаем нашим партнерам, чтобы они не забывали, кто настоящий враг».

Разумный совет, действительно.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи