Последняя из «могикан»

4-го марта в Мюнхене на 95-м году жизни умерла Майя Иосифовна Туровская, известный сценарист и культуролог

Майя Туровская — уникальная женщина: советский и российский театровед и кинокритик, историк кино, сценарист, культуролог. Доктор искусствоведения (1983), член Союза писателей СССР (1960), член Союза кинематографистов СССР (1966). Лауреат премии «Ника» 2007 года в номинации «За вклад в кинематографические науки, критику». Родилась в Харькове.

В 1947 году окончила филологический факультет МГУ, в 1948 году — театроведческий факультет ГИТИСа, где была ученицей Абрама Эфроса. В 1969 году была принята на работу — научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений.

С 1973 года работала ведущим научным сотрудником НИИ теории, истории кино. Печаталась с 1949 года. Публиковалась в журналах «Театр», «Советский экран», «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Московский наблюдатель» и других изданиях.

Автор ретроспективы «Кино тоталитарной эпохи» на Международном кинофестивале в Москве в 1989 году, сценариев ряда документальных фильмов, многочисленных монографий, посвящённых театру и кинематографу. Самым главным её кинопроектом стал знаменитый документальный фильм Михаила Ильича Ромма «Обыкновенный фашизм».

Два года назад мне выпала большая честь: посетить уютную квартиру Майи Иосифовны Туровской, расположенную в самом центре баварской столицы, недалеко от Мариенплац.

Я очень хорошо запомнил нашу встречу. Честно говоря, я сильно волновался, ведь знал, что встречусь с великой женщиной, но практически с первой минуты нашего разговора моё волнение сразу же улетучилось, потому что Майя Иосифовна без всякого пафоса очень скромно начала отвечать на мои вопросы. Главной темой нашей беседы, конечно же, стал документальный фильм «Обыкновенный фашизм». Выяснилось, что, оказывается, именно Майя Туровская (вместе со своим соавтором Юрием Ханютиным) стала инициатором создания этого фильма.

А всё началось с того, что она совершенно случайно наткнулась на немецкую кинохронику, так как собиралась писать книгу об игровом немецком кино немого периода, а Юрий Ханютин в то время писал диссертацию о советской хронике времён Великой Отечественной войны. Первоначально идея была такой: в фильме будут использованы фрагменты из игрового кино, которые должны были суммировать кинохронику. С этим Майя Туровская и пришла к знаменитому режиссёру Михаилу Ромму, в результате чего и родился гениальный фильм «Обыкновенный фашизм». Стоит отметить, что «львиную долю» работы, которая заключалась в том, что нужно было отсмотреть 2 000 000 метров плёнки, сделала именно Майя Туровская. В этом помог ей Лев Аронович Инденбом, второй режиссёр фильма.

Конечно, по словам, Майи Иосифовны, «с Роммом было работать непросто, хотя, в это же время, интересно и замечательно». В процессе работы возникали творческие споры, и приходилось даже ругаться, но всё шло на пользу общему делу. Из 2 000 000 метров кинохроники было отобрано 60 000, а в окончательную версию фильма вошло всего 3 500, то есть – практически в 20 раз меньше. Михаил Ромм распорядился, чтобы всю кинохронику сохранили для потомков, но, к сожалению, эту плёнку смыли, потому что в то время плёнки было мало. Никто не мог предположить, что фильм «Обыкновенный фашизм произведёт такой фурор, и его будет ждать ошеломляющий успех во всём мире, но все лавры достались режиссёру Михаилу Ромму. Возможно, такое количество евреев на один фильм кому-то показалось перебором, хотя сейчас об этом уже поздно судить.

Судьба Майи Туровской сложилась не так удачно. Во время нашей беседы она вскользь заметила, что в течение 20 лёт (!) нигде не работала, и я обратил внимание на горечь в её словах. По иронии судьбы, последние 27 лет жизни она прожила в Германии, хотя и тут не «почивала на лаврах», а вела очень активный образ жизни: известную киносценаристку приглашали на разные мероприятия, в том числе и в Вену, где она рассказала о том, как создавался «Обыкновенный фашизм». Так получилось, что Майя Иосифовна оставалась единственной из съёмочной группы, кто был в живых. «Просто я долго живу», – с улыбкой ответила она, отвечая на этот вопрос.

Я обратил внимание на то, Майя Иосифовна идёт в ногу со временем, используя в работе современную технику – компьютер и Интернет. «Вот у меня сейчас лежит неотправленное письмо Люсе Улицкой, как же я могу с ней общаться? Она мне прислала письмо по Интернету, я ей тоже отвечаю, так что вся моя переписка – в электронном виде. Когда я пишу, то это делаю на компьютере, а не от руки, хотя, честно говоря, это полезно», –  скромно сказала она.

Время нашей беседы быстро пролетело, и мы очень тепло расстались. Я шёл по Мариенплац и долго думал о том, что только что прикоснулся к частичке нашей истории, а через Майю Туровскую не только смог «пообщаться» с режиссёром Михаилом Роммом, но и почувствовать атмосферу 40-х годов прошлого столетия.
Похожие статьи