Данил Ильич родился в Дербенте в 1957 г. Окончил школу №8, затем экономический факультет Дагестанского государственного университета в Махачкале. Работал экономистом на заводе в Дербенте, затем начальником экономического отдела в межрайонном газовом управлении. Много занимался общественной работой, был замечен руководством города и приглашен на работу в органы местной власти, где он проработал 25 лет.
Для непосвященных: служебная машина, должность, уважение и т.д. А кто сталкивался ближе – ежедневный тяжелый труд и большая ответственность. Нужно было обладать многими хорошими качествами, чтобы выдержать такие нагрузки в столь долгий период.
Во время работы в администрации на стене его кабинета долгие годы висел портрет мэра города Дербента 60-х годов Данила Ашурова – тезки и примера для подражания. Это официальная биография, с которой многие знакомы.
Я же хочу рассказать о том Даниле Ильиче, с которым я знакома, как говорят «без галстука», так как мы жили по соседству. Но в последние годы пришлось познакомиться ближе.
Три года подряд: в 2003 г., 2004 г., 2005 г. Данил Ильич находил спонсоров и организовывал летний отдых для еврейских детей Дагестана на территории молодежного лагеря отдыха «Золотые пески» на берегу Каспийского моря. Меня поражала смелость, которой надо было обладать, чтобы вывезти за пределы города к морю 150 детей и отвечать за них. Он пришел к нам домой и предложил мне работать в лагере. Я не удивилась, думая, что в лагере необходим врач. Но Данил Ильич сказал, что предлагает работать волонтером-воспитателем. И еще проводить определенную программу, им намеченную. Для осуществления этой программы я должна найти материал, подготовиться и т.д. и т.п. Я сразу отказалась, возмутилась, сказав, что я и воспитательная работа вещи несовместимые. Тут вмешался муж, проявив мужскую солидарность. Начал говорить о чувстве долга перед своим народом. Если все откажутся, то кто же будет заниматься нашими детьми. В общем, удар с двух сторон отразить не удалось, пришлось согласиться. По программе, придуманной Данилом Ильичем, в лагере должны были изучать традиции горских евреев. Дети должны были разделиться на отряды. Каждый отряд надо было назвать в честь районов, в которых когда-то компактно проживали горские евреи: «Шегьер» (центр города), «Келе куче» (улица Таги-Заде), «Муьлк Хочи» (район коньячного комбината), «Слопатке» (Еврейская Слободка), «Кофори» (р-н Шуринских ворот). В задачу каждого воспитателя входило найти информацию о «своем» районе, подобрать песни на родном языке, национальные танцы и разучить это с детьми еще до поездки в лагерь. Подготовить стенгазеты. Подобрать одинаковую форму одежды. Я честно признаюсь, что к тому моменту человека более далекого от этого всего, чем я найти было трудно. Но, чтобы не ударить в грязь лицом, пришлось учиться. Один из дней во время летней лагерной смены посвящался одному отряду, в течение всего дня они выступали, а вечером давали большое представление. И ведь получилось же. Было очень интересно и взрослым, и детям. До поездки в летний лагерь многие дети не знали друг друга, так как проживали в разных районах города и учились в разных школах.
В следующем году Данил Ильич придумал назвать отряды именами наших известных людей. Были отряды академика Гавриила Илизарова, Героев Советского Союза Шатиэля Абрамова и Исая Иллазарова, отряд Хизгила Авшалумова, отряд Игоря Юсуфова и отряд Жасмин. Детьми делались доклады- выступления об этих знаменитостях, оформлялись фотовыставки о них, каждый отряд ставил сценки по произведениям Хизгила Авшалумова. Чаще всего это были новеллы о Шими Дербенди.
Помню веселый эпизод. Лето 2004 г. выдалось холодным. В начале июля вода еще не прогрелась. А программа лагеря была утверждена заранее. День Нептуна был назначен на 3 или 4 июля. Как врач, я опасалась, что дети заболеют, и просила перенести этот праздник. Но начальник лагеря Данилов Д.И. был непреклонен, объясняя это тем, что еврейские дети должны быть здоровыми и закаленными. В этот день (не знаю хорошо это или плохо) приехал в лагерь преподаватель Иерусалимского Университета Хен Брам. (Для справки: Хен Брам - преподаватель Иерусалимского Университета историк и этнограф, автор книги (на иврите) “Евреи Дагестана”).
Он скромно стоял на берегу и наблюдал за происходящим. Но горячие и темпераментные дети не обошли его своим «вниманием» и закинули в воду прямо в одежде. Поскольку он был молод, то понял «традиции». Оказался в воде и Данил Ильич. Самое главное, что никто не заболел.
Третий год отряды были сформированы по названиям сел Дагестана, где раньше жили горские евреи: Абасово, Мюшкюр, Карчаг, Хошмемзиль, Араг, Пенждии. Так Данил Ильич пытался дать нашим детям получить представление о своих корнях, истории, о еврейских традициях. Каждый отряд заблаговременно готовился к одному из еврейских праздников и в назначенный день этот отряд рассказывал и показывал на сцене всем зрителям о традициях одного из еврейских праздников. Среди зрителей было много местных жителей, сотрудников лагеря. Все с большим интересом смотрели как отмечают Нисону, Омуну, Асельте, Рош-А-Шана и др. праздники. Многие дети впервые поднимались на сцену и получали навыки публичных выступлений.
Не все было гладко. В лагере под руководством раввина Илика (Олега Гельфанда) из Баку было налажено кошерное питание. Некоторые родители не привыкли к этому, они не понимали, как в списке запрещенных продуктов оказались «некошерные» чипсы, колбаса и прочее. Мы пытались объяснить родителям, что с их любимыми «чадами» за десять дней ничего не произойдет, что кошерная еда вкусная, полезная, что всё, чем кормят их детей самое свежее и полезное. Но, увы, «еврейские мамы» да и папы, умудрялись подкармливать своих детей. Но это были единичные факты.
А, в основном, все были довольны. Детям представилась возможность учиться танцам у заслуженного работника культуры Дагестана Наргиз Давлатовой из ансамбля Шалуми Матаева «Счастливое детство». Данил Ильич все десять дней лагерной смены вместе с тренером по каратэ Юханановым Игорем Малачиевичем ходил в таких же футболках, как и отдыхающие дети, ощипывал кур вместе с мальчиками (женщины и девочки наотрез отказались это делать), играл с ними в футбол, волейбол, баскетбол, прыгал на батуте, боролся на ковре. Он привозил с собой в лагерь не только хореографа и тренера по каратэ, но и учителя еврейских песен, и даже учителя верховой езды. Когда дети в лагере уже спали, нам взрослым, давал уроки Торы рав Илика. Много бесед проводил представитель Джойнта в Дагестане Наникашвили Малхаз. Именно они вдохновили нас тогда на создание в Дербенте женского клуба.
Руководство республики и города поручало Данилову Д.И. представлять свой народ на республиканских культурно-массовых мероприятиях, фестивалях культуры, 150-летии столицы Дагестана Махачкалы и других. Организованные им красочно оформленные майданы (площадки) в Махачкале были очень музыкальные, танцевальные, интересные и содержательные. Звучали песни на джуури, национальные мелодии. Было много танцующих лезгинку. Однажды вместе с ним приехали на трех больших автобусах более ста детей танцевального хореографического ансамбля «Пируэт» под руководством Манахимова Льва Яковлевича, отца Жасмин. Приходило много гостей, которых угощали национальными блюдами их кухни горских евреев. Экспонировались книжные выставки, стенды, рассказывающие о выдающихся личностях и об истории евреев Кавказа. После одной из таких выставок предметов быта горских евреев наш женский клуб создал музей. Данил Ильич иногда сам возил нас по горско-еврейским селам для собирания экспонатов для музея, сам перевозил купленные или подаренные экспонаты в музей, доставал столы, стулья. Нас радушно принимали, угощали, дарили экспонаты, благодаря его авторитету. Из-за того, что мы приехали с Данилом Ильичем у нас был кредит доверия, люди верили, что все, что они дают, действительно будет в музее. Хотя тогда мы только сами верили, что будет музей. И так громко называли нашу коллекцию, расположенную в подвале. Но наша вера нам и помогла. Теперь наш музей, расположенный в новой большой красивой синагоге, считается одним из лучших у горских евреев.
В прошлые годы в дни еврейских праздников Данилов Д.И. с друзьями и с помощью спонсоров организовывал в Дербенте концерты, праздники, вечера. Концерты проходили иногда прямо на улице, напротив синагоги. Когда представлялась возможность, то - в банкетных залах, во дворце творчества.
Все, что должно быть в еврейской жизни, в Дербенте есть: есть театр, газета, воскресная школа, молодежный клуб, детский сад, женский клуб, музей и другое. В этом есть и заслуга Данила Ильича, и немалая. 2011 г. стал переломным в его жизни. Вновь избранный глава администрации Дербента сформировал новую команду и Данил Ильич переехал к дочерям в Москву.
Герман Рашбилович Захарьяев, Президент международного благотворительного фонда поддержки горских евреев, по достоинству оценил вклад Данилова Д.И. в еврейскую жизнь и предыдущий опыт работы и назначил его исполнительным директором фонда СТМЭГИ.
В 2006 г. он пережил личную трагедию: ушла из жизни жена Ирина Хагаевна.
Но жизнь продолжается. Недавно его порадовала дочь Оля, подарила внучку Надю, сделав его дедушкой.
Также радует своими успехами в учебе младшая дочь Тамара, студентка 3-го курса Московской Медицинской Академии имени Сеченова.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»