Горско-еврейские ашуги – магIани хундегоргьо

Слово «ашуг» в переводе с тюркского языка означает «поэт-певец» и впервые стало упоминаться в литературе с XV века. Музыкально-поэтическое творчество ашугов относится к устному песенному искусству. Профессиональных ашугов разделяли на две категории – ашуги-поэты и ашуги-исполнители, хотя почти все из них исполняли не только популярные народные песни и сказания, но и свои собственные сочинения. Они аккомпанировали сами себе на музыкальном инструменте «сазе», три струны которого были настроены в кварто-квинтовом соотношении, что создает несложную форму гармонического многоголосия.
Если говорить об ашугах-исполнителях, они, будучи профессиональными сказителями, не занимались поэтическим творчеством. Благодаря своим индивидуальным способностям и тонкому пониманию специфики родного фольклора они вносили различного рода вариации и изменения в свои дастаны и сказания, особенно в их прозаические формы. Ашуги-поэты, наоборот, наряду со сказительской деятельностью занимались еще и поэтическим творчеством. Репертуар ашугов был разнообразен по жанру и очень конкретен по тематике, но всегда социально заострен. Они знали наизусть более 50 сказаний, любовно-лирических песен, песен-восхвалений, песен нравоучительных, а также сатирических. И сочиняли свои творения в таких поэтических формах, как пятистишье и двустишье, а также широко пользовались стихом, построенным на фонемах, что не требовало смыкания губ.
В прошлом ашуги выступали в чайханах, караван-сараях и на базарных площадях. В их репертуаре было много прекрасных поэтических образцов. Напевы ашугов ритмически четки, хотя и музыкально несложны, они являлись традиционными, передавались из поколения в поколение. При этом одни мотивы предназначались только для героических стихов, другие – только для лирических. Манеры исполнения одних и тех же напевов у разных ашугов были различными и зависели от личного вкуса и темперамента. Наиболее распространенным жанром творчества ашугов являлась любовная лирика. Но самой интересной формой ашугского творчества непременно становились музыкально-поэтические турниры, участники которых состязались в загадках, вопросах и ответах. При этом если один из ашугов не смог ответить в стихотворной форме противнику или не сумел разгадать загадки, победитель имел право на «саз» (музыкальный инструмент) побежденного, а побежденный тем самым лишался своего звания ашуга.
В Азербайджане и Дагестане ашуги в прошлом являлись желанными и почетными гостями и исполнителями популярных песен на концертах, меджлисах, свадьбах, юбилеях и творческих вечерах. Их репертуар состоял из коротких лирических стихотворений на любовные, моральные или религиозных темы – и длинных лирических или эпических баллад.
Ашугами подчеркивались человеческие добродетели и осуждались отрицательные аспекты жизни общества или жизни отдельных людей. Кроме того, в их произведениях встречались исторические описания, шутки, загадки, а также версии ближневосточных сказок. Со временем в репертуар ашугов вошли темы общественной значимости и национально-освободительной борьбы, после чего возникали новые национальные ашугские сказки и стихи: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D1%83%D0%B3#cite_note-arm-gr.D0.BEv1-9
Стихи лучших ашугов сохранились в рукописных книгах их авторов, которые позже были напечатаны. Мелодии пережили устную передачу творчества, и с начала XX века они были положены на ноты, а затем опубликованы.
Из горско-еврейских ашугов XIX века в народной памяти сохранилось имя Айболо из аула Тарки (ныне город Махачкала). Его песни были больше похожи на молитвы, в них он обращался к Вс-вышнему с просьбой о помощи, с просьбой послать еврейскому народу Машиаха (Мессию), который принесет евреям избавление от мук, страданий и нужды.
Небольшой список ашугов конца XIX и начала XX века, чьи имена сохранились в истории горско-еврейского народа: Шауль Симанду, Хизгия Амин, Мордехай Овшолум-Сибири, Хаим бен Новах, Хонголи Ифраимов.
Особенно интересна судьба дербентского народного защитника Мордехая Овшолума Сибири (1850–1925). Ему несколько раз удавалось бежать из сибирской каторги; по преданию, он побывал и в Иерусалиме. Его племянник, известный художник Шалум Шалумов, выпустил книгу, посвященную легендарному М. Овшолуму Сибири.
С установлением советской власти в 1930-х стали проводится фестивали народного творчества, где участвовали и еврейские «магIани хундегоргьо». Власти поощряли создание и публикацию устных произведений народных любимцев, в которых, с одной стороны, рассказывалось о страданиях народа до революции, а с другой стороны – о том, что хорошего принесла новая власть. Но, к сожалению, многое из творчества ашугов собирателями фольклора горских евреев было искажено, из-за того что в те годы избегали записывать песни с еврейским колоритом.
Народных еврейских певцов-ашугов (дагестанский термин) приглашали на семейные торжества, где они исполняли популярные в народе песни, а также песни собственного сочинения. Ашуг аккомпанировал сам себе на струнных инструментах – таре или сазе с соответствующими телодвижениями в ритме музыки. Их песни передавались в народе из уст в уста на протяжении нескольких десятков лет, хотя следует отметить, что авторы многих популярных песен так и остались неизвестными.
Ныне ашугское творчество ушло в историю, и исполнителями популярных песен на торжествах стали эстрадные певцы. Как говорится, каждой эпохе присущи свои вкусы. Но следует отметить, что ашуги минувшего времени действительно были талантами-самородками, и жаль, что мы так мало знаем о них и об их творчестве.

Автор:
Похожие статьи