Шимшон


ШИМШОН
(hафтара главы Торы «НАСО», «Шофтим» 13-16)
После смерти  Иеhошуа бин Нуна Израиль лишился центральной власти, и за исполнением закона следили избранные судьи, шофтим. С 2516 года от сотворения мира (1244 год до н.э.) для еврейского народа началась Эпоха Судей. 
 
Первым судьёй стал Атниэль бен Кеназ, из колена Иеhуды (сорок лет, до 2556 г.). 
После него – Эhуд,  из колена Биньямина (80 лет, до 2636 г.). 
Судьями были пророчица Дэвора (40 лет, до 2676 г.) и Барак – с гор Эфраима и Кедаша. Гидеон бен Йоаш (40 лет, до 2716г.) и его сын Авимелех (3 года до 2719) – из колена Менаше. Толаа бен Пуа (23 года, до 2742 г.), Яир Гилади (21 год, до 2763 г.) и Ифтах Гилади (6 лет, до 2769 г.)– из Гилада. Далее: Ивцан Боаз – из Бет Лехема (семь лет, с 2786 - 2793 г.), Эйлон Зевулуни (10 лет, до 2803 г.), Авдон бен hИлель– из колена Эфраима (8 лет, до 2811). 
Двадцать лет (до 2831 года) судьёй и защитником Израиля был Шимшон (рус. Самсон) из колена Дана.

Период судей, шофтим, – период еврейской демократии. «В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что ему нравилось» (Шофтим 21:25). Евреи ощущали себя достаточно свободными в исполнении своих желаний, и нередко пренебрегали законами Торы. Они не исполнили заповедь Всевышнего освободить страну от кэнаанейских племён и плиштим (палестинцев), и были наказаны террором, который вели против них эти племена.

Однажды к Цэлельпонит, жене Маноаха, что из колена Дана, явился ангел, малах Всесильного, и сказал ей: «Ты бесплодна и не рожала, но забеременеешь и родишь сына. Не пей вина и шэхара и не ешь ничего нечистого, ибо вот, ты забеременеешь и родишь сына, и бритва не коснется его головы, ибо будет это дитя от самого чрева назиром Божьим, и он начнет спасение Исраэля от руки Пелиштим»  (Шофтим 13:3-5).
          
 Как было сказано ей, женщина родила мальчика и дала ему имя Шимшон. В этом имени указание на поселение Бет Шемеш и место его происхождения (Цомет Шимшон), и имя его производное от шемеш (солнце). Как сказано: «Ибо солнце и щит – Г-сподь Б-г, милость и славу дает Г-сподь, не лишает блага ходящих в непорочности, Г-сподь Цеваот!» (Теhилим 84:12).

Шимшон вырос и почувствовал в себе великую силу с Небес, «ми руах hа-кодеш». Он не собирал армию, как это было принято до него, а один выступил против многочисленного и сильного народа плиштим (палестинцев). Один человек, назир, обладающий божественной силой, нагнал на них такой страх, что еврейские крестьяне могли спокойно жить и возделывать свои поля.

Сказал мудрый царь: «В стране, презревшей законы, все хотят править, но один разумный человек – обеспечит ей  долгий мир» (Мишлей 28:2). Это Шимшон.
 Двадцать лет он был судьёй народа Израиля, пока не полюбил Дэлилу, чужеродную женщину из Сорэка. Как сказано: «ибо сильна, как смерть, любовь, тяжка, как преисподняя» («Шир hа-ширим» 8:6) Имя Далилы от глагола ледальдэль – изнурять, дильдуль – изнурение, истощение. Она узнала его тайну, усыпила, остригла и лишила силы назира, за серебро предала в руки врагов.

Плиштим могли убить Шимшона, когда он спал на коленях своей возлюбленной, но не убили. Они хотели поработить его, подчинить его своим идолам. 
Во все последующие времена, враги пытались лишить  Израиль его силы, то есть Торы, но не могли сломить дух его и брали измором. На какое-то время они поработили Шимшона, заставили молоть для них муку на мельнице, но когда он восстановил свою связь с Б-гом, рухнули колонны, на которых держалось их здание.
 
Назир, по мнению Рамбама, должен отстраняться от страстей нашего земного мира, должен ограничивать себя и отказываться от их удовлетворения. Шимшон – герой одиночка, он воевал с врагами за народ Израиля, но не был с народом, и не было рядом с ним единомышленников и союзников, которые могли поддержать его в момент душевной усталости. Все мы поручители друг за друга, аревим, когда забываем это, теряем силу с Небес, и оставляет нас Б-г (!הס וחלילה), как оставил Шимшона (Шофтим 16:20).  

В наше время нет в Израиле героя, подобного Шимшону, евреи остались лицом к лицу с множеством племён, которые жаждут крови. У евреев нет ангела-хранителя, как у других народов, только Сам Создатель может защитить их. Он ждёт, что евреи оставят пререкания и все как один обратятся к Нему, Он даст силу народу Своему для войны и для мира. Амен.   

Автор:
Похожие статьи