Выставка «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович» открылась в Москве

Выставка «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович» открылась в Москве

Галерея "Элизиум" представляет выставку "Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович", приуроченную к юбилейной дате - 125-летию со дня рождения выдающегося мастера, одного из создателей русского театрального авангарда ХХ века, Исаака Моисеевича Рабиновича.

Экспозиция выставки охватывает творчество художника 1910-30-х годов. Ставшие уже хрестоматийными произведения этих лет отражают поиск и утверждение собственного оригинального художественного языка. Архитектурные принципы построения сценического пространства, введенные Рабиновичем, оказывали влияние на творческие поиски художников оперного и драматического театра на протяжении всего ХХ века.

Рабинович начал работать в эпоху русского авангарда 1910-х годов, что в значительной степени повлияло на формирование его взглядов. 

Художники и режиссеры творили новое революционное искусство, и Рабинович смело вошел в этот мир. Ученик Александры Экстер, он был знаком с открытиями русских кубофутуристов и с новой западной живописью. Первую известность ему принесли спектакли, поставленные совместно с К. Марджановым, среди которых самый яркий - "Фуэнте Овехуна". Это было зрелище ослепительных красок, контрастных противопоставлений, в нем была злободневность и выразительность плаката. "После этого спектакля, - вспоминал Вс. Вишневский, - мы шли окрыленные на фронт".

В экспозиции выставки представлены редкие эскизы Рабиновича к его ранним постановкам. Костюмы, построенные на принципах кубизма, были явно сделаны под обаянием искусства Экстер. Художник смело экспериментирует, сочетая в костюмах плоскости и объемы, создавая контрасты цвета и фактур.

Исаак Рабинович сотрудничал с Московским государственным еврейским театром ГОСЕТ. Яркий темперамент художника проявился в постановке драмы "Бог мести" Шолома Аша (1921, режиссер А. Грановский). Угловатые кубообразные формы предметов интерьера, мрачный колорит, тусклое освещение усиливали атмосферу таинственности. В "Колдунье" Гольдфадена (1922, режиссер А. Грановский) реальность и вымысел слились воедино. В декорациях сквозь условность конструкции проглядывает конкретность реального прототипа. Такое своеобразие художественного языка А. Эфрос охарактеризовал как "живой конструктивизм".

Работая с великими режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, Е.Б. Вахтанговым, Исаак Рабинович ярко и талантливо проявил себя как в драматических, так и в оперных постановках. Он внес новаторские идеи в оформление спектаклей на сценах академических театров: Большого театра, музыкального театра Немировича-Данченко и др. Его работы заслужили высокую оценку крупнейших иностранных режиссеров-реформаторов, таких как Андре Антуан, Гордон Крэг и Макс Рейнгардт …

Для постановки "Лизистрата" (1923) Рабинович создал конструктивистские декорации, превратив сценическое пространство в активно действующую среду. Художник запечатлел на сцене образ Эллады - яркий, полный жизни, страсти и света. Декорация видоизменялась на глазах зрителей. Ярко-синий фон, белые колонны, желто-оранжевые и огненно-красные костюмы бросали вызов конструктивистской аскетичности и монохромности. Придя на выставку в галерею "Элизиум", зритель сможет убедиться в этом и ощутить атмосферу Древней Греции, оказавшись как бы внутри декорации легендарного спектакля.

В оформлении "Карменситы и солдата" (1924), очередной совместной работе Вл. Немировича-Данченко и Рабиновича, сочетаются кубистическая и конструктивная стилистика, а сама архитектурно-пластическая установка напоминает арену для боя быков. Художник мастерски использует цвет, а особенно свет, который оживляет и усиливает эмоциональное воздействие спектакля. Палитра красок отсылает нас к полотнам великих испанских живописцев.

В конце 1920-х - 1930-е годы Рабинович создал превосходные эскизы декораций и костюмов для столичных театров. К наиболее ярким постановкам относятся оперы "Любовь к трем апельсинам" С.С. Прокофьева (1927), "Евгений Онегин" П.И. Чайковского (1933) и "Гугеноты" Д. Мейербера (1934) для Большого театра.

Персональная выставка Исаака Рабиновича в галерее "Элизиум" демонстрирует своеобразие и масштаб творческого дарования художника. Впервые зрители смогут увидеть серии эскизов костюмов к постановке "Тилль Уленшпигель" (1931), эффектно раскрывающие творческие поиски художника, а также разработки эскизов грима к "Евгению Онегину" и "Гугенотам", яркими и смелы-ми штрихами рисующие образ каждого героя.

Работы для выставки предоставили: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Российский национальный музей музыки, музей Московского художественного академического театра, Государственный академический Большого театр, Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Адрес: Москва, Гороховский переулок, дом 7.

Пн-вс: 11:00 - 19:00

Галерея Элизиум 

Адрес: город Москва, Гороховский переулок, д. 7

Проезд:Ст.м. "Курская", выход 4 на ул. Казакова

Телефоны:(499) 230-00-75 

сайт:elysium.ru/ 

EMail:elysium@elysium.rugallery@elysium.ru

Источник: Музеи России

Похожие статьи