Эмансипация женщин. Глава «Ваехи»

Эмансипация женщин. Глава «Ваехи»

Книга Берешит завершается благословениями, которые дал Яаков своим сыновьям перед смертью.

Йосеф, ставший к тому времени вторым человеком в Египте после фараона, был благословен способностью очаровывать всех, кто с ним встречался, и завоевывать авторитет в их глазах. Мудрецы объясняют, каким образом Йосеф это заслужил.

Повстречавшись со своим братом Эйсавом после возвращения из Харана, Яаков представил ему своих жен и детей. Сначала подошли и поклонились Бильа и Зильпа со своими детьми, затем Лея со своими.

Когда же настал черед Рахели, ее сын Йосеф вышел вперед и заслонил собой мать от взора Эйсава, чтобы его не привлекла ее красота. В заслугу этой защиты достоинства матери Йосеф удостоился способности очаровывать тех, кто глядит на него самого.

Мидраш описывает, как Б‐г, создавая женщину, решал, из какой части тела Адама ее лучше вылепить. Если из головы ‐ она может стать заносчивой, если из глаза ‐ слишком любопытной, если из сердца ‐ слишком ревнивой, если из ноги ‐ уйдет.

Поэтому Б‐г решил вылепить ее из скрытой и скромной части тела мужчины ‐ его ребра.

В современном мире многие борются за равноправие женщин, как на работе, так и в других сферах жизни. За то, чтобы женщины больше были «на виду». В противном случае, по их мнению, женщина обделена и ущемлена в правах по сравнению с мужчиной, и не обладает такими же возможностями в жизни.

Но это глубокое заблуждение. Своим определением роли женщины Тора ни коим образом не ущемляет, не ограничивает, не заточает и не унижает ее. Наоборот, она ее освобождает. Ибо самое большое ущемление свободы человека ‐ это
принуждение идти наперекор своей сущности, своим природным наклонностям.

Женщина естественным образом противится выставлению напоказ всем мужчинам, кроме одного, избранного. По этой причине Тора охраняет ее честь и достоинство. Ее роль ‐ не просто находиться внутри дома, а быть его фундаментом.

Поддерживать и вдохновлять мужа в его деятельности, и воспитывать детей, прививая им правильные ценности. Сущность женщины ‐ внутренняя сила, вера и скромность ‐ и в то же время способность быть начеку, одновременно следить за всем и успевать проделывать самые разные работы.

Все эти качества необходимы в ситуациях, когда надо заботиться о многих членах семьи и вести хозяйство с соблюдением всех законов Шабата,Кашрута и т. п. Женщина наделена именно теми способностями, которые помогают обеспечить стабильное функционирование дома, поддержку мужу и воспитание детей.

Честь и достоинство еврейской женщины ‐ царской дочери ‐ в том, чтобы быть царицей в своем частном пространстве. Чем лучше будет осознаваться и уважаться ее истинная сущность, тем больше удовлетворения она будет ощущать в своей жизни. И в ее отношениях с одним, избранным мужчиной будет царить любовь, верность и гармония.

Похожие статьи