| Рон Бен-Ишай
Рон Бен-Ишай

Действия ЦАХАЛа в Газе войдут в военную историю

Действия ЦАХАЛа в Газе войдут в военную историю
Крупнейший туннель ХАМАС в Газе Фото: Yoav Zitun

Боевые действия в Газе — уникальные в своем роде и войдут в военную историю. Фактически это война, ведущаяся на разных уровнях. Верхний уровень — наземный, а нижний — город туннелей с подземными базами, построенными за 15 лет с большими финансовыми затратами и со значительными изысками. Хотя о большинстве из них известно военной разведке и ШАБАКу, добраться до них и уничтожить по-прежнему непросто.

Контроль над землей, даже если он приведет к гибели тысяч террористов и захвату огромного количества оружия и боеприпасов, не ослабит власть ХАМАСа над сектором и не помешает ему восполнить свой военный потенциал. Только уничтожение подземных сетей позволит Израилю достичь цели в виде ликвидации ХАМАС, а для этого военным нужно время, чтобы завершить работу.

Война ведется в два этапа. На первом этапе ЦАХАЛ овладевает наземной территорией и выполняет свою миссию по уничтожению всех террористов, которые могут скрываться поблизости. Это хорошо знакомая городская война.

HyBNsVRtv6_0_131_3000_1688_0_x-large.jpg
Войска ЦАХАЛа в Газе (IDF)

Но воевать в многоэтажных подземных комплексах, укрепленных различными средствами, — это уже верх военного искусства. Американские войска во Вьетнаме сражались с вьетконговцами в туннелях и бункерах, но они использовались для того, чтобы оставаться вне поля зрения перед нанесением удара, а не в качестве укрепленных военных позиций.

ИГИЛ в Ираке и Сирии рыл туннели, но использовал их для укрытия, а ХАМАС строил свои туннельные сети для использования в качестве позиций, с которых они атакуют войска ЦАХАЛа, одновременно обеспечивая им защиту от воздушных налетов.

Наземные бои продолжаются до тех пор, пока силы ХАМАСа и «Исламского джихада» сохраняют боеспособность на своих подземных базах и могут атаковать наземные силы. Когда они больше не могут действовать крупными подразделениями, они переходят к партизанской войне, устраивая засады и пытаясь стрелять из РПГ или взрывать НВУ на короткой дистанции, прежде чем вернуться под землю через шахты.

ryX5k2HKDT_0_57_1601_901_0_x-large.jpg
Военнослужащие ЦАХАЛа направляют авиацию на террористов в Газе (IDF)

Нейтрализовав большую часть угрозы, ЦАХАЛ переходит к вскрытию подземных систем, используя инженерные средства и технологии. Подземные объекты «Шифы» были уничтожены с помощью таких средств, причем без ущерба для самой больницы.

В центральной и южной частях Газы ландшафт отличается и не имеет таких скоплений высоких зданий, с которых можно наблюдать за передвижением войск ЦАХАЛа. Рельеф местности вокруг Хан-Юниса обеспечивает войскам точку обзора, с которой можно наблюдать за городом.

Это позволяет войскам действовать быстрее, но подземные системы там сложнее. Использование воздушных налетов над югом более точно и напрямую связано с конкретными силами на земле, которые следуют подготовленным для них разведданным.

ЦАХАЛ научился противостоять террористам, пытающимся атаковать его, с помощью разведданных, которые предупреждают об угрозе, а командиры на местах используют средства, которые невозможно раскрыть, что приносит результаты в виде значительного числа убитых террористов и раскрытых шахт.

B1BknMkvwp_0_0_1920_1080_0_x-large.jpg
Войска обнаружили цех по производству ракет в Хан-Юнисе (IDF)

Задача состоит в том, чтобы сначала разрушить военную организацию ХАМАСа, разъединив его силы, разбросанные по разным секторам, и убить местных командиров этих сил. Как только ХАМАС перейдет к ограниченным ударам, прежде чем вернуться в подземелье, войска смогут приступить к ликвидации инфраструктуры, такой как ракетные установки, заводы по производству ракет и оружия, а также подземные командные центры.

Все это время ЦАХАЛ осаждает высшее руководство и боевиков, которые, как предполагается, находятся на нижних уровнях подземных тоннелей на глубине десятков метров под землей, стараясь при этом не причинить вреда заложникам, которые могут там находиться.

Осада имеет целью заставить Яхью Синвара и его соратников освободить заложников. Высокопоставленный командир ЦАХАЛа сказал, что трагический инцидент, в результате которого погибли три заложника, научил силы лучше координировать свои действия с военной разведкой, но он не смог уточнить подробности по соображениям безопасности.

ЦАХАЛ взял под контроль около 60% территории сектора Газа. На севере сектора инфраструктура ХАМАСа разрушается, чтобы военные могли защитить израильские поселения в Западном Негеве. В Хан-Юнисе войска сосредотачивают боевые действия на целях, которые находятся под контролем разведки.

B1lEsNCKD6_0_313_3000_1688_0_x-large.jpg
Силы ЦАХАЛа в Газе (IDF)

В лагерях беженцев в центре сектора продолжаются бои за контроль, которые, вероятно, займут от двух до трех недель, но осада систем подземных туннелей продолжается и будет усиливаться до тех пор, пока не будут освобождены заложники и ликвидировано руководство ХАМАСа.

Поэтому заявления политиков о переходных этапах войны не имеют никакого значения — они были предназначены для американских союзников, которые не до конца понимали, какие необычные задачи ставит война над землей, а затем, в ходе более сложных операций, и под ней.

ЦАХАЛ ведет интенсивные боевые действия там, где ХАМАС еще способен организованно сражаться, и более целенаправленно там, где его возможности ослабли. Тот факт, что ЦАХАЛ планирует перебросить часть своих сил из сектора, является доказательством того, что боевые действия идут успешно.

Ynet, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи