Израиль выигрывает войну — если не принимать во внимание изначально нереалистичные цели правительства

Израиль выигрывает войну — если не принимать во внимание изначально нереалистичные цели правительства
ЦАХАЛ в Газе во время перемирия с ХАМАСом, 27 ноября 2023 г. Фото: IDF SPOKESPERSON'S UNIT

Израиль действительно выигрывает войну — но не так, как вы думаете. В октябре правительство поставило нереальные цели. Было бы разумнее вести себя скромнее.

Но факт остается фактом: если бы правительство поставило перед собой более реальные цели и задалось вопросом, являются ли эти цели желаемыми и достижимыми, Иерусалим на сегодняшний день мог бы записать на свой счет немало побед.

Ликвидировано 80% организованных вооруженных сил ХАМАСа

С Рафахом или без него, ЦАХАЛ уничтожил 19 из 24 существующих батальонов ХАМАСа, ликвидировал около 14 000 террористов, ранил потенциально почти столько же и арестовал тысячи других.

Чисто количественно, остается еще около 30% или более рядовых боевиков ХАМАСа, которые растворились среди мирного населения. Но в качестве единой и организованной боевой террористической группировки ХАМАС лишился подавляющего числа своего военного потенциала.

Во всех предыдущих раундах столкновений с ХАМАСом максимальное число террористов, убитых Израилем, составляло чуть более 1000 человек. Удар, который нанесен ХАМАСу сейчас, — совершенно иного порядка.

Большинство ракет перехвачено

В воскресенье ХАМАСу удалось выпустить 14 ракет по солдатам в Газе; с октября не было случая, чтобы в течение целого месяца не было выпущено ни одной ракеты. Однако с января не было выпущено ни одной ракеты за пределы юга, да и те были редкими.

Иногда в течение целой недели не было выпущено ни одной ракеты, а в большинстве случаев было сделано всего несколько запусков, причем ракеты упали на открытых полях вблизи границы. Это означает, что до этого, в прошлые раунды, независимо от того, какие удары Израиль наносил по ХАМАСу, террористическая группировка сохраняла возможность запускать ракеты дальнего радиуса действия практически по любой израильской цели. Ракетный арсенал ХАМАСа был настолько многочислен, что предполагалось, что ЦАХАЛ не сможет остановить обстрелы.

Однако теперь ясно, что эта доктрина ЦАХАЛа в основном оказалась ложной. ХАМАС утратила большинство из своих довоенных возможностей и, скорее всего, не сможет восстановить их в течение многих лет, если не дольше.

ХАМАС больше не представляет угрозы с точки зрения вторжения

На данный момент 20% хамасовских подразделений все еще существует на уровне организации. Даже если ЦАХАЛ уничтожит оставшиеся пять батальонов, большинство из которых находятся в Рафахе, от 3000 до 10 000 членов ХАМАСа, вероятно, останутся на свободе, скрываясь среди мирного населения.

Однако они не способны организовать коллективную борьбу с ЦАХАЛом в пределах Газы, не говоря уже о наступательных маневрах. Это не случай неуважения или высокомерия, как в случае, когда ЦАХАЛ неправомерно игнорировал 35 000 или более боевиков ХАМАСа до 7 октября.

Теперь ЦАХАЛ убедился, что военные силы ХАМАСа действительно уничтожены. Это не означает, что ХАМАС никогда больше не сможет вторгнуться; для этого ЦАХАЛу придется постоянно держать на всех границах гораздо более многочисленную постоянную армию. Но, по крайней мере, в ближайшие годы эта конкретная угроза не будет иметь никакого значения.

Зона безопасности

Одна из причин, по которой ХАМАС не сможет вторгнуться и угроза с его стороны в ближайшие годы уменьшится, заключается в том, что ЦАХАЛ создал новую зону безопасности вдоль всей границы с Газой. Сотни домов были сровнены с землей, чтобы ЦАХАЛу было легче отслеживать любые физические перемещения, не говоря уже о попытках проникновения. Это также усложнило задачу ХАМАСа по организации военной логистики вблизи границы под прикрытием городской среды.

Возвращение жителей на юг

Многие жители могут не вернуться в течение нескольких месяцев или даже дольше, особенно в города, которые были физически разрушены 7 октября, и им потребуется время для восстановления. Подавляющее большинство жителей уже вернулись или находятся в процессе возвращения, что стало результатом масштабного уничтожения вторжения ХАМАСа и его ракетной угрозы.

Ликвидация туннелей ХАМАСа

В 2014 году Израиль завершил крупнейшую ликвидацию туннелей ХАМАС — около 31. Это считалось большим достижением, но ЦАХАЛ практически ничего не сделал для ликвидации глубокой внутренней сети ХАМАС в Газе, а также туннелей в Хан-Юнисе.

На этот раз ЦАХАЛ уничтожил десятки километров атакующих, оборонительных и стратегических туннелей по всей Газе, как на севере, так и на юге. В ближайшие месяцы и, вероятно, годы ХАМАСу будет гораздо сложнее провозить контрабанду или добиваться чего-либо значительного в военном отношении, поскольку он потерял большую часть своих активов в сети туннелей. Сеть еще далеко не уничтожена (на это могут уйти годы), но ей наконец нанесен действительно мощный удар.

Кризис с заложниками

Израилю удалось вернуть, в основном благодаря сделке, заключенной в ноябре и в ходе операций, более 80 из первоначальных 253 захваченных заложников.

Для израильской общественности это в основном провал, потому что это всего лишь треть от первоначального числа; но это все равно намного больше, чем ноль.

Что еще более важно, возвращение всех заложников сразу никогда не было реалистичной целью. Многие были убиты 7 октября, и их статус оставался неизвестным до тех пор, пока их смерть не была подтверждена. Бушуют споры о том, как Израиль должен был провести вторжение, и следовало ли правительству заключить сделку раньше, а не ждать лучших условий до мая, но никто из серьезных политических соперников не выступал против вторжения в Газу. Вторжение стало бы железным переломным моментом, поставившим под угрозу жизни оставшихся заложников.

Все это не должно затмевать ущерб от войны и провалы правительства.

Провалы правительства

- Вторжение затянулось на несколько месяцев, вместо молниеносного входа во всю Газу сразу. Вероятно, это серьезная стратегическая ошибка. Возможно, война могла бы закончиться гораздо быстрее.

- ХАМАС не был уничтожен в результате операций ЦАХАЛа. Возможно, это произойдет в будущем, но до полной ликвидации еще далеко, потому что ХАМАС — это и политическое, и военное движение, и почти ничего не было сделано, чтобы ликвидировать его политическую сторону.

- Наряду с 80 спасенными заложниками, около 100 заложников считаются погибшими, а около 70 все еще удерживаются ХАМАСом. Широко распространенные ожидания заключались в том, что масштабное вторжение позволило бы вернуть гораздо больший процент, будь то путем переговоров или спецоперации по спасению. Но на сегодняшний день было проведено только две таких операции спасения.

- Правительство проигнорировало вопрос «день за днем», который должен был включать в себя надлежащую замену ХАМАСа. Без такого плана ХАМАС продолжал митинговать еще три месяца после поражения в начале февраля в Хан-Юнисе. Это было драгоценное время, которое Израиль уже не вернет. Варианты замены не идеальны, но все они лучше, чем ХАМАС; нерешительность правительства решила за него.

- Длительность войны не была должным образом просчитана правительством с точки зрения того, как она отразится на отношениях Израиля с США, его глобальной легитимности и, в частности, на угрозах со стороны Международного уголовного суда.

Но после этих недостатков, не считая беспорядка в «День после» и того, что, возможно, еще несколько десятков заложников можно было бы как-то освободить (вероятно, проблемы с легитимностью возникли бы даже при более короткой войне), самая большая проблема для оценки войны как успеха или провала заключается в том, что правительство слишком много обещало.

ХАМАС может быть уничтожен в результате многолетней войны и создания вместо него альтернативы, которая охватит все его базы, а также нового дипломатического решения, поддерживаемого израильскими союзниками.

Но сама война никогда не приведет к этому, и не было сценария, при котором все заложники были бы освобождены. Таким образом, правительство не достигло заявленных целей, и на этом пути были допущены ошибки и упущены возможности. Если не заменить ХАМАС в Газе, то в будущем можно потерять еще больше достижений, и этот факт все еще остается в силе.

Однако если задаться вопросом, удалось ли Израилю радикально улучшить ситуацию с безопасностью по отношению к ХАМАСу по сравнению со всеми предыдущими раундами конфликта, то ответ будет однозначно положительным, и даже более того.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи