Тихие огни - святые огни

Тихие огни - святые огни
История тишины праздника Ханука

Ханука, гораздо больше, чем любой другой еврейский праздник, была принята каждой частью еврейского народа. Для каждой общины она стала способом утвердить и отметить свое особое понимание иудаизма.

В талмудических академиях Ханука отмечается как праздник Устной Торы в связи с тем, что она не была упомянута в Священном писании. В хасидских дворах Ханука ознаменовывает победу света Иудаизма над тьмой эллинистической ассимиляции. Сионистское движение приняло Хануку как национальный праздник, празднование Дня независимости Маккавейского Государства Израиль, в то время, как в либеральных традициях Иудаизма и среди евреев бывшего Советского Союза история Хануки была принята как ознаменование религиозной свободы.

Всем нам знаком известный еврейский анекдот о двух мужчинах, которые обратились к раввину, чтобы разрешить свой спор. Раввин выслушал первого спорщика и ответил ему: “Ты прав”. Потом выслушал второго и сказал ему: “Ты прав”. Ребецин не выдержала, прервала слушания и спросила мужа: “Как же они оба могут быть правы?” На что раввин ответил ей: “И ты тоже права”.
Как это иногда происходит в истории цивилизаций и религий, трудно точно определить самый подлинный рассказ о каком-либо историческом событии. История Хануки не является исключением. Существует всего несколько упоминаний о ней в раввинистической литературе, при этом каждое течение современного иудаизма предпочитает выделять именно свою версию.
Этот индивидуальный адаптивный подход дался бы намного труднее в отношении любого другого еврейского праздника. Ведь главные еврейские праздники уже давно и неоднократно упомянуты в Торе и Священном писании. Большинству из них в Мишне и Талмуде посвящены внушительные трактаты, в которых через объяснения и обсуждения даются основные идеи и законы.

Таким образом, возникает вопрос, почему Ханука отличается от всех остальных праздников? Ханука не упоминается в Священном писании, поскольку появилась уже после того, как хазаль (мудрецы Мишны) канонизировали Библию. Однако, за исключением единичных упоминаний в Мишне (трактат Бава Кама о возможном происшествии на дороге, которое могло произойти, когда верблюжья поклажа загорелась из-за ханукальной свечи) и в Талмуде (трактат Шаббат, который упоминает ханукальные свечи в связи с мицвой зажигания свеч на шаббат), история Хануки не возникает в качестве отдельного предмета во всей мишнаистской, талмудической и мидрашистской литературе. Эта загадка волнует одинаково как раввинов, так и ученых.

В своем письме сын Гаона из Вильно заявляет от имени отца, что на самом деле трактат о Хануке существовал в Масехтот Кетанот, сборнике небольших поздних трактатов, который был утерян.

Есть три подхода, через которые предпринимаются попытки разрешить загадку молчания о Хануке в Устном законе. Самый известный из них - ответ раввина Франкфурта и Прессбурга (сегодняшняя Братислава) Моисея Шрайбера. Он утверждает, что молчание раввинов было намеренным и может быть приравнено к раввинскому табу. Почему табу? Хасмонейская династия Первосвященника, восстановившая еврейскую государственность на земле Израиля, поступила так, проигнорировав исторический и религиозный мандат потомков Давида на трон Иудеи. Раввин Иехуда ха-Насси, составитель Мишны, был сам одним из потомков царя Давида. Чтобы подчеркнуть проблему узурпации Давидовой короны Хасмонеями, в Мишне минимизировали значимость праздника огней, погрузив эту тему в раввинское молчание.
В рамках современного контекста раввинская критика Хасмонейских царей может быть вполне понятна. Они предали давнюю традицию разделения власти, когда полномочия Царя, Первосвященника и Суда (Синедрион) были отделимы друг от друга, как предписывалось Мишной. Это разделение – базовая основа для современного государства, где властью не может быть наделен лишь один человек или одна институция.
Династия Хасмонеев, чудесным образом возвратившая независимость евреям после сотен лет жизни вассалами Вавилона и Персии, сама была вынуждена исчезнуть во времена царя Ирода, когда Иудея снова потеряла силу и стала заброшенной провинцией Римской империи под управлением очередного иностранного деспота.

Второй подход основан на тексте из Иерусалимского Талмуда. Этот текст (Сукка, Глава VI) предполагает, что, так как Ханука была празднованием независимости еврейского государства, стало политически некорректно чествовать этот дух Независимости, как только Иудея была завоевана Римской империей. Для того, чтобы гарантировать сохранность этого праздника в календаре, наши мудрецы преуменьшили политический характер победы, продолжая поддерживать символы меноры и посвящения Иерусалимскому Храму в религиозной литературе. Хорошие отношения между лидером еврейской автономии, раввином Иехудой ха-Насси и римскими властями позволили еврейскому образованию процветать в это время.

Третий подход – религиозно-духовный. Как объясняли раввин Ицхак Хутнер и другие раввины, праздник Хануки на основании того, что он не был упомянут в Священном писании, стал символом устной традиции, и будучи таковым, держался вдали книг. Согласно этому объяснению, Ханука сохранялась исключительно в устной форме, передаваясь из поколения в поколение и не будучи зашифрованной письменно. Этот праздник был исключением в отличии от остального Устного закона, который раввины посчитали необходимым записать, чтобы гарантировать его выживание.

Сегодня Ханука отмечается гораздо более торжественно и публично, чем это было в прошлом. Поэтому это праздничное послание евреям в Израиле и во всем мире приобретает все большее значение.

Поскольку мы празднуем Хануку как День независимости Маккавейского Государства Израиль, нам следует размышлять над проблемами, стоящими перед современным еврейским государством. Мы знаем, что должны заботливо взращивать и лелеять свободы и институты, которые являются столпами израильской демократии. Мы должны защищать разделение полномочий между различными ветвями власти, ведь это оберегает характер и суть еврейского государства.

Но у нас есть и современная история Хануки. Празднуя, мы должны помнить и вдохновляться великими примерами героев советского еврейства. Не следует забывать знаменитых отказников и узников Сиона, которые возглавили движение «Еврейского ренессанса» в Советском Союзе. Нужно помнить о забытых героях - тысячах советских евреев, которые бросили вызов советскому государству, собравшись у синагог во время празднования Симхат Тора. Мы должны хранить память о сотнях тысяч евреев, которые, несмотря на страх перед Гулагом, обрезали своих детей и купили маццу перед Песахом. Значительное большинство евреев отказалось уступать государственному антисемитизму и менять свою национальность и фамилии во внутреннем паспорте, тем самым заплатив очень много, чтобы быть евреями. Этот тихий героизм и гражданское неповиновение столь многих наших братьев и сестер в Советском Союзе, противостояние перед империей, которая пыталась сокрушить их дух - вот история Хануки нашего поколения.

Сегодня советские евреи снова соединились с Еврейским миром и являются неотъемлемой частью Государства Израиль, так же, как и еврейские общины Германии, США и Австралии. Еврейские общины в самой России переживают удивительное возрождение, что безмерно способствуют нашему еврейскому ландшафту и сейчас и в будущем.

Зажигая свечи Хануки в этом году, мы вводим новый мировой порядок, довольно неоднозначный. Константы, которые были частью нашего мира в прошлом, стали переменными будущего, истина стала относительной и многие наши ценности стали предметом для переосмысления.

Зажигая хакунальные огни, мы делаем заявление не только для самих себя, но и для всего мира. Свечи Хануки должны быть увидены всеми, – и евреями и неевреями одинаково.

Будучи евреями, мы никогда не молчали. Наши огни, также как и мы, не хранят молчание. Их ханукальное благословение нарушает тишину. Это утверждает нашу веру в чудеса в прошлых и нынешних временах. Евреев никогда не останавливал предел возможного. Мы всегда стремились к следующему рубежу в кажущимся невозможным выживании несмотря ни на что, будучи благословением для других народов мира. Как сказал Давид Бен-Гурион: «Еврей, который не верит в чудеса, не является реалистом».

Ханука, которая отсутствует в Священном писании и других письменных источниках, силой нашей традиции передавалась из уст в уста, из поколения в поколение, это позволило нам праздновать эти ночи и прославлять эти святые огни самыми разными способами – в наших домах, синагогах, в школах, магазинах, на городских площадях и, самое важное, - в наших сердцах.

Похожие статьи