| Яна Любарская
Яна Любарская

Дилетант о «Дилетанте»

Скандальный ноябрьский номер журнала «Дилентант» со Сталиным и Гитлером на обложке не на шутку взбудоражил общественность!

Московский книжный магазин «Молодая Гвардия» даже вернул издателям их продукцию из-за столь смелого, даже наглого изображения рядом двух палачей. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», один из учредителей «Дилетанта» Алексей Венедиктов, возмутился: «Обложка их [книжный магазин «Молодая Гвардия»] возмутила. А секретные протоколы не возмущают?! Покупайте в других книжных и в киосках». В ответ представители торгового дома заявили, что считают некорректным изображение свастики и «фаты на Сталине». В «Молодой Гвардии» также отметили, что опасаются взысканий за нарушение закона о пропаганде нацистской атрибутики.

К частым изображениям Сталина в нашей повседневной жизни я в последнее время настолько привыкла, что уже не реагирую на них так неистово и рьяно, как прежде. То он, вырезанный из картона, стоит на Арбате, приглашая туристов в сувенирный магазин с янтарем, меховыми шапками-ушанками, матрешками и магнитами на память. То «гуляет» по Красной площади, за вознаграждение фотографируясь с иностранцами. То смотрит с обложек периодики или книг в книжных магазинах. Но, увидев журнал с Гитлером, умело прикрепленный к витрине киоска в одном из спальных районов города, сначала сильно удивилась «бесстрашию» и циничности издателей. Конечно, не будучи историком, но испытывая живой интерес журналиста, приобрела его, отдав 150 рублей. Хотелось скорее узнать: а что там внутри? Пропаганда откровенного фашизма, сталинизма, ярые лозунги национал-социалистов, пламенные речи вождя народов, восхваление двух знаменитых усатых палачей двадцатого века?!

Пролистав повнимательнее этот богато иллюстрированный журнал, была приятно удивлена, прочитала ряд увлекательных материалов, посвященных пакту Молотова-Риббентропа. Несмотря на ужаснувшие поначалу крупные цветные фото Сталина и Гитлера, еще раз убедилась в том, что редакция такого серьезного издания никак не могла позволить себе писать положительно об этих двух провокационных героях или восхвалять какое-либо зло, как-либо пропагандировать нацизм. Картинка, оказавшаяся популярной карикатурой американского художника Клиффорда Берримана, созданной в 1939 году под названием «Интересно, сколько продлится медовый месяц?», встретилась мне во второй раз уже на страницах «Дилетанта», в уменьшенном виде.
 
В журнале действия этих двоих действительно глубоко обсуждались и искренне осуждались разными экспертными лицами, историками, исследователями. Некоторый намек на антисемитизм заметила лишь в статье Максима Кузахметова «Красно-коричневый альянс», где он описывает встречу в Бресте советского комбрига, еврея Семена Кривошеина, и немецкого генерала Гейнца Гудериана, на торжественной церемонии передачи этого города под советский контроль. «Как ни удивительно, но Семен Моисеевич, сын еврея-кустаря, не брезговал пожимать руки гитлеровским офицерам», — пишет автор над черно-белой фотографией, где, отмечу, никакого тактильного контакта и рукопожатия вовсе не запечатлено.

Константин Богуславский, в своей работе «Черный передел: версия 1939 года» повествует о том, что секретный протокол к Пакту о ненападении уравнял в роли агрессоров и виновников в развязывании Второй мировой войны СССР и Германию, а «альянс двух людоедов с карикатуры действительно оказался не очень прочным».
       
Недавно, отдыхая с ребенком на пляже российского черноморского курорта, познакомилась с молодой семьей москвичей, которые привезли на море двоих ровесников моей дочки. Две недели наши дети отлично ладили, играли, вместе плавали и игриво строили очаровательные, недолговечные домики из мокрого песка. Неожиданно, уже перед отъездом, мой разговор с главой их семейства зашел о политике. Автослесарь Павел, вдруг с пеной у рта, рьяно заявил мне, что мечтает о возвращении в нашу страну такого «сильного» политика, как Сталин, «чтобы все скорее стало бесплатным и более доступным», что, мол, наш российский народ давно нуждается в таком вот серьезном вожаке, а пока не нашлось современных последователей усатого, мой земляк-курортник собирался отдать на ближайших выборах голос за Жириновского. Нужно ли говорить, что больше я с этой парой не общалась, жаль было только наших детишек, успевших крепко подружиться за это время. 
     
Не секрет, что сегодня печатные СМИ в России переживают не лучшие времена. Многие издания закрываются, резко сокращаются тиражи, сильно вырастает цена за номер. Поэтому на возникший у меня самой вопрос: допустимо ли такому уважаемому СМИ для поднятия своей популярности, для увеличения продаж выпускать такую скандальную провокационную обложку, я, скорее всего, отвечу положительно, ведь во имя выживания интереснейшего и достойнейшего издания хороши все средства — на войне, как на войне. Нравится ли мне эта обложка, так или иначе транслирующая по всей Москве образы двух омерзительных мне личностей? Нет. Но исключительно по моему мнению, это не отменяет права издателей поступать в соответствии со своими жизненными принципами и установками, делать все, чтобы популяризировать и широко рекламировать свое детище, а любой скандал всегда привлекает к тому или иному медиапродукту или светской персоне дополнительное внимание...

Похожие статьи