| Михаил Магид
Михаил Магид

Как долго продлится война между Израилем и «Исламским джихадом»?

Между Израилем и палестинской организацией Исламский джихад (ИД), базирующейся в секторе Газа, развернулись боевые действия. Израиль ликвидировал командующего северным сектором ИД в Газе Баху Абу аль-Ату. ИД ответил примерно 220 ракетами, выпущенными по территории Израиля. Три человека получили осколочные ранения, 29 — травмы различной тяжести. В результате новых ударов авиации и артиллерии Израиля по Газе погибли 22 человека, ещё 69 получили ранения.

В связи с этим появляется несколько вопросов. Во-первых: как долго может длиться обоюдная эскалация. Во-вторых: к каким политическим последствиям она может привести?

На Ближнем Востоке события сегодня развиваются непредсказуемо. Но можно говорить о заинтересованности или незаинтересованности участников в продолжении интенсивного конфликта. Отсутствие такой заинтересованности у обеих сторон может означать, что острая фаза конфликта в скором времени будет пройдена. И сегодня мы наблюдаем именно такой случай. По крайней мере, имеется высокая вероятность, что масштабные боевые действия скоро прекратятся.

В настоящее время Израиль ведет боевые действия не с ХАМАСом, контролирующим сектор Газа, а с ИД. Эта организация тесно связана с Ираном и получает от него финансовую поддержку. Ее влияние на палестинской улице в последнее время быстро растет, поскольку палестинцы увидели, что нет никаких надежд ни на снятие блокады с Газы, ни на достижение палестинскими территориями Западного Берега реки Иордан независимости и вывода оттуда израильской армии, ни на получение ими израильского гражданства. Администрация США сегодня полностью на стороне Израиля в этих вопросах, а израильское правительство, т.е., Нетаньяху, в общем устраивает существующее положение дел. Это привело к росту отчаянного радикализма палестинцев и к подъему популярности силы, которая связана с ним — ИД.

Политический лидер группировки Зияд Нахала соперничает с руководителями ливанской «Хезболлы» за право стать ведущим партнером Ирана в регионе. Поскольку ХАМАС, захвативший власть в секторе Газа, также зависит от поддержки Ирана, он не решается нанести удар по самому близкому союзнику Ирана в регионе — по ИД. Но возможно также, что ХАМАС и не имеет такой цели. Он предпочитает оказывать силовое воздействие на Израиль с целью смягчить жесткую израильскую блокаду сектора Газа, не напрямую, а косвенно: позволяя ИД осуществлять ракетные атаки против Израиля. Так достигается эффект низкой ответственности ХАМАСа в глазах населения сектора Газа за ответные израильские бомбежки. В свою очередь ИД эти удары позволяют усилить свое влияние среди палестинцев.

В то же время вряд ли ХАМАС заинтересован в большой войне с Израилем. Такая война привела бы к разрушению значительной части сектора Газа, в то время как в этом регионе и без того царит высокое недовольство социальной политикой режима ХАМАС. Поэтому, скорее всего, он постарается в ближайшие дни сдержать, а затем прекратить атаки ИД на Израиль.

А что в Израиле? Ликвидация Бахи Абу аль-Аты и ответный удар ИД оказались очень кстати для Нетаньяху. В Израиле в последнее время шли разговоры о том, что лидер центристской оппозиции Бени Ганц может заключить договор с Объединенным арабским списком. Ганц станет, в рамках этого сценария премьер-министром и главой правительства узкой левоцентристской коалиции, а Список будет поддерживать правительство извне. Сегодня, в условиях обострения вооруженного арабо-израильского конфликта, такой сценарий выглядит маловероятным. Объединенный арабский список потребовал осуждения столкновений, а Ганц сидел на совместной пресс-конференции с Нетаньяху, приветствуя израильский удар по Газе и ликвидацию аль-Аты.

Зато теперь у Нетаньяху появился небольшой шанс на создание совместного правительства с Ганцем. Ганц этого избегает, говоря, что Нетаньяху в любой момент могут быть предъявлены уголовные обвинения и что с таким человеком он не хочет заседать в одном правительстве. Но если идет война и «родина в опасности», то у Нетаньяху появляется возможность сказать Ганцу: «Ты со мной или будем продолжать конфликтовать даже во время войны?» И Ганцу, возможно, сложно будет уклониться от утвердительного ответа без потери очков.

Заинтересован ли в таком случае Нетаньяху в скорейшем прекращении конфликта? Все сложно. С одной стороны — нет (по указанной выше причине). С другой, ракетные дожди из Газы не способствуют росту его популярности. Так можно и проиграть следующие выборы, до которых скоро может дойти дело. Так можно лишиться остатков поддержки в стране и внутри собственной партии. Думается, этот фактор перевесит: в долгосрочном плане ракетные обстрелы Израиля работают против популярности Нетаньяху, который и без того находится в тяжелейшей политической и личной ситуации (устойчивого кабинета министров нет, а дамоклов меч уголовного расследования нависает над головой).

С учетом того, что ведущие участники конфликта заинтересованы скорее в его прекращении, чем в дальнейшей эскалации, в ближайшие дни стоит ожидать прекращения обстрелов и бомбежек. Но из-за нерешенного палестинского вопроса ситуация вокруг Газы такова, что крупные конфликты в этом районе в будущем неизбежны. Напряженность вокруг Газы и вооруженные столкновения вокруг нее вспыхивают вновь и вновь.

Похожие статьи