|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Еврейский день рождения звукового кино

Еврейский день рождения звукового кино

А знаете ли вы, что Йом Кипур — день рождения звукового кино? Первым полнометражным звуковым фильмом считается вышедший в США «Певец джаза».

IMG_3130.jpg

В семье кантора Рабиновича пять поколений предков с гордостью служили канторами в синагоге. И Джеки, самый младший Рабинович, родившийся в Америке, по убеждению отца должен посвятить свою жизнь продолжению дела своих предков. Однако музыкальное сердце Джеки бьется в ритме американского джаза. Вместо того чтобы разучивать молитвы и псалмы, он поет  в кафе: «Внизу на дамбе, в старой Алабаме, там папа, мама, Эфраим, и Сэмми». Узнав об этом, убитый горем кантор говорит в Йом Кипур: «Мой сын должен был стоять рядом со мной и петь сегодня — но теперь у меня нет сына». Джеки вынужден уйти из дома, и успешно делает карьеру в джазе, взяв себе имя Джек Робинс. Драматическая кульминация происходит несколько лет спустя, опять на Йом Кипур. Старый кантор Рабинович  болен, он при смерти, и он призывает сына вернуться в синагогу. В тот же вечер Джеки должен выступить в бродвейском шоу. Сара, его мать, хочет, чтобы он занял место отца на Йом-Кипур, но подруга-нееврейка, танцовщица Мэри, предупреждает Джеки, что неявка на премьеру разрушит его карьеру: «В душе ты певец джаза!». Разрываясь, Джеки сначала отказывает матери, которая, придя на его репетицию, понимает, что ее сын теперь принадлежит большому миру. Но, не в силах заглушить зов сердца, он спешит к отцу, опускается на колени у его постели, и они наконец-то разговаривают, и отец говорит: «Сын мой, я люблю тебя». Джеки поет в синагоге «Кол Нидрей» вместо отца, и премьера на Бродвее откладывается. Со смертного одра отец слушает молитву, проходящую неподалеку, и произносит свои последние слова: «Мама, у нас снова есть наш сын». Мэри присутствует на службе и видит, как Джек примирился с расколом в своей душе: «Певец джаза поет своему Б-гу».

IMG_3137.JPG

Сценарий фильма, снятого режиссёром Аланом Кросландом, основан на одноименной пьесе Самсона Рафаэльсона. 25 апреля 1917 года Рафаэльсон, житель нью-йоркского района Нижний Ист-Сайд, студент Иллинойского университета, побывал на мюзикле «Робинзон Крузо-младший», в котором играл 32-летний Джолсон, еврей русского происхождения, выступавший в гриме чернокожего персонажа. 

В интервью 1927 года Рафаэльсон сказал, что такой уровень эмоционального накала он встречал только у канторов синагоги. Вдохновлённый впечатлением от мастерства Джолсона он написал новеллу «День искупления». Затем он адаптировал ее в пьесу, премьера которой состоялась в театре «Уорнер» в Нью-Йорке в 1925 году с Джорджем Джесселом в главной роли. Пьеса стала хитом, и компания Warner Brothers приобрела права на экранизацию. Из-за многочисленных проблем, связанных с контрактом и сюжетной линией, Джессел не стал сниматься в фильме, главная роль был предложена сначала Эдди Кантору, а затем, по иронии судьбы, Элу Джолсону, о котором изначально была написана пьеса. 

IMG_3138.JPG

Помимо традиционных «еврейских проблем» Америки — ассимиляции, отхода от религии — в фильме содержатся намёки на проблемы американского общества тех времен. Главный герой, исполняя «музыку чернокожих» — джаз, вынужден выступать в гриме, чтобы походить на африканца, так как джаз являлся афроамериканским феноменом, и одновременно чтобы скрыть своё еврейское происхождение. Надо сказать, сам Эл Джолсон, урождённый Аса Йоэлсон, знаменитый эстрадный артист, был сыном раввина, так что его персонаж во многом автобиографичен. Надо отметить, что выбор между синагогой и концертной площадкой был реальной дилеммой для многих канторов, подрабатывавших в опере, на эстраде, а то и в кабаре. Например, Роман Циковский, участник легендарной вокальной группы «Comedian Harmonists», отказавшись выступать с группой в Йом Кипур, был вынужден заплатить неустойку, значительно превышавшую вознаграждение в синагоге, где его ждали в качестве хазана.

IMG_3127.JPG

Съёмки обошлись в 422 тысячи долларов — крупная сумма даже для кинокомпании «Warner Brothers» («Братья Уорнер»), редко тратившей более 250 тысяч. Причем Джолсон, который в то время был на пике своей популярности, но еще не снимался в кино, согласился на роль, подписав контракт на 75 000 долларов (около миллиона долларов сегодня). Такие издержки обусловили серьёзный риск, особенно в свете денежных затруднений компании: ее глава Гарри Уорнер перестал получать зарплату, а его дочь Дорис вспоминала, что во время съёмок Гарри заложил драгоценности жены и переселил семью в небольшую квартиру. А вот письмо Сэма Уорнера, основателя компании и одного из самых активных сторонников звука в кино, благодаря которому звуковые фильмы стали массовым явлением: «Гарри, здравствуй! Пишу тебе из госпиталя. Со мной все в порядке, но боли усиливаются. Совсем недавно я перенес четвертую операцию и уже не знаю, смогу ли дотерпеть до премьеры всей нашей жизни. Над “Певцом джаза” я работал очень долго, без перерывов. Кажется, это и стало причиной постоянных головных болей и кровотечений, но выбора у меня не было — я был лидером этой революции в кинематографе, я не могу отступить сейчас, как бы тяжело мне ни было». Сэм умер за день до премьеры «Певца джаза». Но риск и самоотверженный труд продюсеров оправдались — фильм имел огромный успех, сборы составили почти четыре миллиона долларов. На первой церемонии «Оскара» в 1929 году в Лос-Анджелесе кинофильму была вручена специальная премия «за создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли».

IMG_3131.jpg

До выхода «Певца джаза» уже появлялись киноленты с небольшими звуковыми, шумовыми эффектами и фрагментами. Однако, в фильм «Певец джаза» помимо этого, включены многочисленные песенные эпизоды и несколько речевых. Основная часть реплик не озвучена, а снабжена интертитрами, как в классических немых картинах. Большинство синхронных кадров вокальных эпизодов сняты средним и общим планами, когда несовпадение артикуляции почти незаметно. Всего Джолсон исполнил шесть песен: пять популярных джазовых мелодий и молитву «Кол Нидрей». В роли-камео также снялся знаменитый кантор Йоселе Розенблат, исполняющий со сцены песню на идиш. В целом, синхронных речевых эпизодов в фильме наберётся едва ли на две минуты. Первая речевая реплика — «Подождите минутку, подождите минутку. Вы ещё ничего не слышали!» (англ. Wait a minute, wait a minute. You ain’t heard nothin' yet!) — стала впоследствии исторической, символизирующей начало эры звукового кино.

IMG_3125.jpg

Невероятный прокатный успех фильма подстегнул интерес других киностудий к скорейшему внедрению звуковых технологий, что вызвало звуковую революцию в американском, а затем и в мировом кинематографе. О потрясающем эффекте, который выход фильма «Певец джаза» произвёл на Голливуд, рассказано в классическом киномюзикле «Поющие под дождём» (1952). В фильме Мартина Скорсезе «Авиатор» (2004) Говард Хьюз, в исполнении Леонардо Ди Каприо, смотрит фильм «Певец джаза», после чего принимает решение переснять продюсируемый им фильм «Ангелы ада» со звуком. В 1952 году компания «Warner Brothers» выпустила ремейк легендарного фильма, а в 1959 году вышла телевизионная версия, и еще один ремейк был снят в 1980 году. Стоит упомянуть музыкальный фильм 1939 на идиш с похожим сюжетом «Виленский кантор» («Дэр вилнэр штот-хазн») с Мойше Ойшером в главной роли.

IMG_3135.JPG

Премьера фильма «Певец джаза» состоялась ровно 95 лет назад, 6 октября 1927 года, то есть в 10-й день месяца Тишрей 5688 года по еврейскому календарю. Будем верить, что киносеанс завершился до наступления сумерек, потому что пафос этого фильма — верность традиционным еврейским ценностям.  

Похожие статьи