|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Один из старейших евреев мира живет в белорусском селе

Один из старейших евреев мира живет в белорусском селе

Один из старейших евреев планеты — 30 апреля ему исполнилось 105 лет — Семен Иосифович Шубертий проживает в селе Куренец Вилейского района Минской области.

Поселок, где живет юбиляр, имеет содержательную еврейскую историю. В XIX веке большинство населения Куренца составляли евреи: в 1847 году здесь проживало 844 еврея, в 1897 году — уже 1613, что составляло 90,9 % всего населения. Часть евреев Куренца были любавическими хасидами. Основными занятиями еврейского населения были ремёсла и торговля. В 1874 году здесь родился живописец Лев Альперович. В годы Великой Отечественной войны Куренец находился под немецкой оккупацией с июня 1941-го по июль 1944 года. Большая часть еврейского населения была расстреляна на месте или вывезена и убита в Вилейском гетто. На памятнике жертвам Холокоста в Куренце высечено более тысячи имен.

Семен Иосифович родился в 1918 году, при рождении был назван Шмуэлем и носил фамилию Шуберт, о чем свидетельствует запись в синагогальной книге, которую раскопали потомки долгожителя. Но поскольку Шмуэль бен Йосеф, как и многие советские евреи, русифицировал свое имя, возникли сомнения в идентичности сегодняшнего ветерана с уроженцем украинского села Кануны Новоград-Волынского района (сейчас это Житомирская область). Установить истину помогли сотрудники Российского государственного военного архива. Как следует из архивной справки в списке личного состава и спецподразделения 89 запасного стрелкового полка 2-й запасной стрелковой бригады, принявшего военную присягу 12 января 1940 года, значится красноармеец Шуберт Самуил, незадолго до этого окончивший медицинский техникум. 30 апреля того же года приказом по полку была объявлена благодарность за хорошие и отличные показатели в боевой и политической подготовке военнослужащим, в числе которых значился и санинструктор Шуберт. Летом 1940 года военный фельдшер был направлен служить в советскую Латвию, а войну встретил в литовском Шауляе. После нападения фашистской Германии на СССР в должности помощника главврача медсанчасти участвовал в боевых действиях, оказывая помощь раненым красноармейцам, но попал в плен,  оказавшись в окружении. Нацист-эсэсовец, узнав, что перед ним «юде», хотел застрелить его и уже приставил к виску пистолет, но в это время другой немец крикнул: «Обед подвезли, не порти аппетит, потом убьешь!» Шмуэль потерял сознание. Пока эсээсовцы обедали, пришли другие немцы и забрали пришедшего в себя человека, который забыл свое имя и дату рождения. Его отправили в концлагерь, он выжил благодаря крепкому здоровью, позволявшему использовать его на сельхозработах. После освобождения войсками союзников в конце войны вернулся на родину, но уже как Семен Шубертий. Под этим именем он и значится на сайте «Память народа. 1941-1945». Лишь теперь переживший так многое фронтовик восстановил свои имя и время рождения, поэтому празднование красивой даты состоялось на полтора месяца раньше, чем столетний юбилей.

В Куренец медик-ветеран приехал в 1954 году, пройдя до этого тяжелые фронтовые пути и встретив победу в Германии. А потом до 82 лет помогал людям — лечил. Помимо профессиональных умений Семен Иосифович наделен музыкальными способностями: он до сих пор хорошо поет и многие годы руководил самодеятельным вокальным ансамблем.

В прошлом году Шубертий вновь оказался лицом к лицу со смертельной опасностью — он в довольно тяжелой форме перенес covid-19. И снова выручила крепкая природа — помогла одолеть болезнь. Очевидно, что Всевышний хранит этого человека. Хотя известно, что евреи, если их умышленно не убивают, обычно живут долго.

«Живу хорошо, обеспечен, пенсия хорошая, еще и семье помогаю. У меня трое внуков и трое правнуков, так что есть мне, чему радоваться. Я всю жизнь трудился. И много. По ночам спасал людей и роды принимал. Добирался до них и попутками, и пешком по деревням. Ушел с работы в 82 года. Думал, хоть бы до 70 дожить, а тут за сто перевалило, и на ногах! Не курил, не пил и с людьми ладил. Помнят добро, благодарят. Я только Б-га прошу, чтобы еще пожить», — говорит Семен Иосифович.

Похожие статьи