|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Плохой мальчик израильской архитектуры и его причудливые проекты

Плохой мальчик израильской архитектуры и его причудливые проекты
Спиральный дом (справа) и дом "Дубинер" в Рамат-Гане

Цви Хекер родился в Кракове в 1931 г. и бежал с родителями в Советский Союз после начала войны. Он репатриировался в Израиль в 1950 г. и изучал архитектуру в Технионе, а затем продолжил обучение живописи в Институте искусства и дизайна им. Авни. После окончания учебы он открыл архитектурное бюро вместе с другими архитекторами-модернистами, Эльдаром Шароном и Альфредом Нойманом, пишет Haaretz.

2471868708.jpg
Цви Хекер

В 1990 г. он покинул Израиль и переехал в Германию. В течение многих лет Хекера считали «плохим мальчиком от архитектуры». Признавая эту репутацию, он однажды заявил: «40 лет я постоянно иду наперекор желаниям своих заказчиков».

Живя в Берлине, он поддерживал связи с израильскими друзьями и коллегами и был известен тем, что устраивал новогодние вечеринки в спроектированном им многоквартирном доме «Дубинер» в Рамат-Гане.

В Израиле он построил множество зданий, вызывавших споры, и, к сожалению, многие из них сегодня носят следы запустения. Одним из первых его проектов была залитая бетоном школа подготовки офицеров Бахад-1. Он также спроектировал здание мэрии Бат-Яма и еще одно примечательное здание в Рамат-Гане — «Спиральный дом».

721529-2.jpg
Спиральный дом

В Технионе он спроектировал здание «Данцигер», в котором разместился факультет машиностроения. В Иерусалиме он спроектировал район Рамот-Полин, состоящий из многогранных многоугольных элементов, которые не устраивали жителей района, в основном харедим, которые внесли значительные изменения в конструкции. В Тель-Авиве он спроектировал музей «Пальма».

Многие из его проектов так и не были реализованы, например, кинотеатр в Тайбе и художественная галерея в Тель-Авиве. В последние годы Хекер участвовал в ряде архитектурных конкурсов, например, на музей Второй мировой войны в Гданьске, музей баухауза в Дессау и музей Гуггенхайма в Финляндии.

Искусствовед Цви Эфрат неоднократно упоминает Хекера в своей монументальной книге на иврите «Израильский проект. Архитектура Израиля 1948-1973 гг.», причисляя его к «жесткому ядру» архитекторов, объединившихся после Шестидневной войны вокруг авторитетного зодчего и педагога Альфреда Ноймана и настаивавших на создании экспериментальной архитектуры.

579066.jpg
Рамат-Полин в Иерусалиме

Эта группа стремилась бороться с простой геометрией, характерной для израильских жилищных проектов, используя сложную архитектуру. Кроме Хекера, в группу входили Эльдар Шарон, Давид Янай, Аль Мансфельд и Исраэль Гудович. «Их архитектура, — пишет Эфрат, — стремилась преобразовать сетку прямых углов в многогранную и заменить коробкообразный объект беспорядочным скоплением модульных повторяющихся камер, лишенных заданной формы».

В 1975 г. в галерее Julie M. в Тель-Авиве состоялась его выставка, на которой, помимо картин, было представлено 10 архитектурных проектов, в том числе пять макетов синагог. В интервью газете «Маарив», опубликованном во время проведения выставки, он сказал: «Архитектура выражает то, что общество считает достойным с точки зрения эстетики, с точки зрения качества жизни. При каждом удобном случае мы заявляем о своей большой любви к Земле Израиля и о своем намерении остаться здесь навсегда, но не показываем этого — если судить по тому стандартному виду зданий, которые вы здесь видите. Глядя на форму зданий, на то, как хорошо оформлены и поддерживаются их экстерьеры, люди как будто говорят: "Ну, наверное, мы должны быть здесь до поры до времени, но зачем же заботиться о своем жилье? Кто знает, где мы окажемся через 10 лет?"».

c835dbe58ecbf893478b884f3d6395d11534c9ff.jpg
Рамат-Полин

Неудивительно, что здания, возведенные по его проектам в Европе, сохранились лучше, например, еврейская школа в Берлине, которая сверху напоминает подсолнух, или еврейский культурный центр в Дуйсбурге, в Рурской области, земля Северный Рейн-Вестфалия. Один из последних проектов, который он разработал, — комплекс зданий полиции в аэропорту Схипхол под Амстердамом.

Школа в Берлине расположена далеко от центра города. По фасаду, выходящему на пригородный район Западного Берлина, трудно различить в здании что-то уникальное. Но стоит войти внутрь и попасть в запутанные коридоры, как в глаза бросаются диагонали, углы и арки, характерные для дизайна школы.

Еще одним элементом, придающим школе неповторимый шарм, является сочетание языков — иврита, английского, немецкого и русского. Углы стен создают множество интересных уголков, которые используются для игр, а иногда и для пряток. Здание школы очень эффектно выглядит, особенно по сравнению с некоторыми зданиями, построенными Хекером в Израиле.

a3c2d90de84aa47708f6e7da7897b0a70fa9a292.jpg
Мэрия Бат-Яма
С самого начала у Хекера были разногласия не только с общественностью, но и с заказчиками. Так было со зданием «Данцигер» в Технионе. Здание состоит из неровных фасадов и элементов, расположенных под углом 45 градусов. При этом строительство велось не в точном соответствии с проектом Хекера и Альфреда Ноймана.

В ответ на это 31 октября 1966 г. Хекер вышел на стройплощадку и выкрутил 16 оконных рам. «Я сделал это, чтобы защитить свою работу и продемонстрировать свое недовольство притеснениями со стороны Техниона», — заявил он в своих показаниях, представленных в мировой суд после того, как Технион подал иск о возмещении ущерба на общую сумму 1000 лир. Хекер утверждал, что совершил этот поступок не со злым умыслом, а с целью защитить архитектурную ценность здания.

acec0a875f594bdd8d021a5c6e3c94b56ab0eabb.jpg
Пляж "Ахзив" в Тель-Авиве

Три года назад, когда Технион изменил фасад и провел реконструкцию здания без согласования с Хекером и вопреки рекомендациям отдела по охране памятников муниципалитета Хайфы, архитектор не возражал.

Проект жилой застройки иерусалимского района Рамот-Полин также с самого начала вызвал противодействие. В 1972 г. начались работы по возведению комплекса, предназначенного для ультраортодоксов польского происхождения и состоящего из 728 квартир. Муниципалитет с самого начала выступал против проекта, но в связи с нехваткой жилья в то время и политическим стимулом строить на территориях за «зеленой чертой» строительство было продолжено.

adf3d1b872f9e563c6728d9ff1d948c8ccf02c5e.jpg
Машиностроительный факультет Техниона

199335984c639f97c3aa4759ca454c20e1d19523.jpg
Здание "Данцигер" в Технионе

Статья о комплексе была опубликована в 1979 г. в журнале «Йерушалтон». В ней Хекер отмечает, что другим архитекторам было трудно одобрить нетрадиционный проект. «Возможно, им больно видеть, что можно построить что-то, отклоняющееся от общепринятого, не затрачивая при этом огромных средств». Жалобы на проект в основном были связаны с трудностями меблировки помещений с наклонными стенами. В то время Хекер объяснял это так: «Наклон стен был призван увеличить пространство маленьких комнат. Там можно поставить письменный стол, опирающийся на две диагональные ножки».

В предисловии к каталогу выставки Хекера в Художественном музее Эйн-Харод Амнон Барзель писал: «Основой мышления в работах Хекера является неизбежное существование формального постоянства в формировании и структуре каждого органического и неорганического тела в природе. Само его существование означает наличие постоянства, определяющего его форму».

34a34a58946231c01ca0643a8fa8d3dec963ad46.jpg
Здание полиции в аэропорту Амстердама

В своей книге (на иврите) «Борьба израильской архитектуры за независимость в XX веке» архитектор Абба Эльханани проанализировал творчество Хекера. Он отмечает, что его постройки всегда сопровождаются «теорией». Для Хекера строительство «Спирального дома» было очень личным проектом. «Я живу через дорогу. в многоквартирном доме “Дубинер”, поэтому я участвовал в процессе строительства. Главная причина — мое желание не ограничиваться только проектированием, а нести художественную ответственность за произведение в целом», — цитирует Хекера Эльханани. В «Спиральном доме» балконы были созданы путем вращения одного этажа над другим под углом 22,5 градуса.

В интервью газете Haaretz в 2022 году Хекер не беспокоится о том, что его здания не отличаются функциональностью: «Функциональность в архитектуре так же важна, как здоровая пища в кулинарии для гурманов. Она должна быть здоровой, но не это определяет вкус. Там и тут я, возможно, делал вещи, которые были не очень функциональны». Бюрократы из мэрии Бат-Яма решили, что это здание не для них. Но это прекрасное здание, и к тому же функциональное. Оно функционально для тех, кто обращается за услугами в муниципалитет, а не для клерков, которые считают, что все слишком открыто, за что их критикуют — мол, что они делают и зачем ходят по коридорам».

dd1b21cedbc35c8ae2bb0b15caeab776d371dd72.jpg
Еврейская школа им. Хайнца Галински в Берлине

Хекер также сказал, что не видит ничего зазорного в жизни за пределами Израиля: «Евреи изобрели рассеяние по всему миру. Государство Израиль — это нечто противоположное склонностям евреев, искусственная вещь в еврейской традиции. Нас объединяет не земля, а Книга. То, что сионисты придумали, что евреи работают на земле, — это просто легенда, вы видите, что это не так, евреи работают на компьютерах. Мускулистого голубоглазого еврея с плакатов 1930-х годов не существовало в природе. Это арабы обрабатывают землю. Цепляние фанатичных поселенцев за землю на территориях не только жестоко, но и совершенно устарело. Можно жить где угодно, быть связанным и сохранять свою идентичность. Задавать вопросы о том, каково это — жить в другом месте, а не в своей стране, — просто смешно. Это неактуально и устарело».


Похожие статьи