|
Яна Любарская
Яна Любарская

Обсуждаем с историком антиизраильский митинг в Черкесске

Обсуждаем с историком антиизраильский митинг в Черкесске

Пока в Израиле идет ожесточенная война, в Черкесске - столице Карачаево-Черкесской республики, недавно прошел несанкционированный антиизраильский митинг в поддержку палестинцев, с участием 80 человек. На нем – местные женщины громко заявляли на камеру, что не хотят жить рядом с евреями.

По сообщениям пресс-службы МВД Карачаево-Черкесской Республики, в отношении 34 участников данного несанкционированного пикета были составлены протоколы об административном правонарушении. Теперь, участницам данной акции грозят штрафы, а если те самые гражданки еще раз попадутся на подобном – проблемы посерьёзнее, вплоть - до реальных сроков заключения. О происходившем в Карачаево-Черкесии, поговорим с Леонидом Терушкиным, заведующим Архивом Российского Научно-просветительного Центра «Холокост», ведущим «Клуба любителей еврейской истории» в Московском еврейском общинном центре.

***

- Леонид, прежде всего хочу сказать - то, что мы здесь обсуждаем, относится отнюдь не ко всем жителям Северного Кавказа, а лишь к участникам того самого митинга, в Карачаево-Черкесии. Также следует упомянуть, что в этой ситуации я, живущая в Москве, получила поддержку от знакомых мусульман (выходцев из бывшего СССР), из самых разных точек мира, что очень приятно. Тем не менее, что думаете обо всем этом, посмотрев видео с антиеврейского митинга в Черкесске?

- Для начала - уточню, что мы сейчас говорим не о случившемся одновременно в Дагестане, где произошел очень жесткий вариант, с применением физической силы погромщиками в аэропорту Махачкалы, а о соседнем регионе Кавказа, где состоялся лишь митинг. Конечно, если смотришь это видео, гуляющее по всей сети, про этих женщин из Черкесска, которые устроили демонстрацию, возникает букет самых разных мыслей. И смешно, и грустно, и досадно - одновременно. Но ясно одно, участниц данного пикета кто-то предварительно хорошо «обработал или подготовил» и туда отправил. При этом, я уверен, что не стоит по одному сюжету судить обо всем регионе - сложном и противоречивом, весьма непростом. Я специально перед этим интервью, консультировался с теми, кто хорошо знает Северный Кавказ. Происходившее в Черкесске – совсем не «классический бытовой» антисемитизм, а смешанная с невежеством и «солидарностью» с палестинцами, антипатия к Израилю, как государству и к евреям, конечно. Кстати, посмотрите, как много одобрительных отзывов на этот митинг в интернете. А на самом деле, на нём, милые с виду девушки и женщины, повторили массу старых сплетен и стереотипов о евреях, переложенных или «переформатированных» на новый лад. 

 - В чем кроется опасность таких вот, публичных выступлений? 

 - Из речей митингующих, как это ни прискорбно, можно было услышать то, что когда-то активно транслировалось в нацистской Германии: «Мы не хотим жить рядом с евреями». Я где-то уже это слышал, читал. Правда, в Германии 1930-х гг. это звучало так — «Евреям - не место среди нас». Только там требовали, чтобы евреи скорее убрались оттуда, а эти женщины в Черкесске скандировали: «Хотим, чтобы евреи уезжали (или не приезжали)». Спасибо, что те пикетчицы не потребовали немедленно выселить евреев, которые сегодня живут в Карачаево-Черкесии.  Все, услышанное на митинге о евреях, невольно можно сравнить с содержанием детской нацистской книжечки, под названием — «Ядовитый гриб» (Der Giftpilz) – Берлин, 1938 г., которая рассказывает, что «еврей - причина страдания и бедствия, болезни и смерти… есть различные виды ядовитых евреев…».

О том, какие они «ужасные», мы видим и слышим снова: «евреи любят плевать в колодец, из которого пили» (это уже - своеобразная ретрансляция – Черкесск - 2023).

Раньше нацисты кричали, что евреи обманывают немцев, а сегодня, жительницы Черкесска утверждали, что евреи обманывают мусульман - местных и ближневосточных.

Будто содержимое этой книжечки, «Ядовитый гриб» - специально кто-то вложил в их головы. Кстати, события в Черкесске происходили накануне 85-летия «Хрустальной ночи», нацистских еврейских погромов 9-10 ноября 1938 г. Тогда, от разговоров и пропаганды, нацисты перешли к реальным действиям на улицах германских городов. Получается, что евреи (теперь еще - израильские), в глазах черкесских митингующих, продолжают оставаться такими же «чудовищами», какими нацистская пропаганда рисовала их 85 лет назад. 

 - Что думаете предпринять в связи с этим? Чаще выступать с лекциями о Холокосте на Северном Кавказе?

 - Центр «Холокост» регулярно проводит на Северном Кавказе образовательные семинары, мемориальные мероприятия, и нас там всегда тепло принимают. Хотя, может быть, охват наших занятий — не такой масштабный, как следовало бы. Думаю, о Холокосте там надо рассказывать чаще, больше, убедительнее, разворачивать выставки с большим использованием местных материалов. К сожалению, данный митинг произошел из-за ряда негативных факторов. Тут сказывается и недостаток образования, просвещения и культуры участниц митинга. Не секрет, что подобный пробел в исторических знаниях у наших граждан, непременно и очень быстро заполнится кем-то и чем-то другим, опасным и агрессивным.

А еще надо отметить, что митинг проходил в Черкесске накануне другой печальной даты — 80-летия депортации карачаевцев в Среднюю Азию и в Казахстан, якобы — за массовое сотрудничество с германскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Перед нами — представители одного из депортированных народов. В ноябре 1943-го года карачаевцы подверглись принудительному выселению с территории ликвидированной Карачаевской АО, тогда свой дом потеряло 68 614 человек.

 - Об этом, пожалуйста, подробнее...

 - Карачаевцев, как я сказал выше, обвиняли в пособничестве оккупационным властям, противодействию восстановления Советской власти, бандитизме. В 1956-м году с них были частично сняты ограничения и в 1957 году им было разрешено вернуться на Северный Кавказ. Политическая реабилитация карачаевского народа произошла в 1991 году. Высшими государственными органами СССР, а позднее — РСФСР — депортация была признана незаконной. 

Повторюсь - точно так, как эти митингующие женщины обвиняли всех евреев, так — и все карачаевцы были обвинены в сотрудничестве с германскими войсками и пострадали. То есть, потомки людей, которые стали жертвами исторической несправедливости, массовых репрессий, не смогли уловить эту аналогию, даже задуматься о ней. Потомки единожды изгнанного народа, требовали удалить (или не допускать к себе) потомков другого, вечно гонимого народа. Почему бы, в связи со всем этим, местным педагогам, историкам, краеведам, не провести бы в этом регионе специальные занятия, сравнив своё и чужое прошлое и настоящее?! Образумить тех, кто настроен негативно против евреев!

- Получается, что в трагической судьбе карачаевцев есть много похожего на судьбу евреев, от которых некоторые кавказцы настойчиво пытаются отдалиться и себя им противопоставить? 

- Совершенно верно, как это не горько сознавать. Может, пока митинговавшим жителям Черкесска вспомнить карачаевцев, спасавших евреев в годы Великой Отечественной войны и Холокоста? А то, похоже, прошлое палестинцев там знают лучше, чем историю своего народа.

- Были ли в тех местах мужественные граждане, спасавшие евреев в период ВОВ? 

 - Да! Поселок Теберда в Карачаевском автономном округе (ныне Республика Карачаево-Черкессия, РФ), находился под германской оккупацией с 11 августа 1942 по 21 января 1943. В декабре 1942 года в Теберде были расстреляны 287 евреев, в основном, семьи медработников и пациенты местных санаториев, среди них — около 100 детей. Расстрел произошел у подножия Лысой горы, в 1,5 км от поселка. 22 декабря, в автомобиле-душегубке, были умерщвлены 54 еврейских ребенка, больных костным туберкулезом, и их трупы были сброшены немцами в Тебердинское ущелье. Общее число погибших в Теберде евреев - 341 человек. Собственно, все эти данные есть в Энциклопедии, подготовленной нашим Центром еще в 2009 г., она называется - «Холокост на территории СССР».  

 Шамаил Халамлиев, его жена Фердаус и их 11 детей жили в поселке Теберда. Его населяли, в основном, карачаевцы – мусульмане, по вероисповеданию. Через Теберду проходила Военно-Сухумская дорога, пролегающая через Главный Кавказский хребет (Клухорский перевал) и соединявшая Черкесск с Сухуми. С осени 1941 года, по этой дороге шли беженцы из Украины, Белоруссии и западных областей России. Летом 1942 года, немцы оккупировали часть Северного Кавказа, и беглецам пришлось искать новые пути спасения.

В самом начале августа 1942 года, один из сыновей Халамлиевых, 24-летний Мухтар, привел в дом родителей трех еврейских девушек по фамилии Гейдман, эвакуированных из Киева. Они совершенно не знали окрестностей, были растеряны и напуганы. Поступок Мухтара был понятен родителям. Но все равно, первой их реакцией стал страх: немцы были уже повсюду, и об их отношении к евреям и тем, кто им помогает, всем было известно. Таким людям неминуемо грозил расстрел, вместе с евреями. Но глава семьи, 67-летний Шамаил Халамлиев, решил: «Это Аллах нас испытывает, какие мы люди. Перевал в Закавказье уже занят немцами, девушки не пройдут. Если хотят, пусть живут с нами. Что Аллах предначертал, то и будет».

На весь период германской оккупации, Халамлиевы дали убежище, приют, кров и пищу — Броне, Фаине и Лине Гейдман. Девушек переодели в национальные карачаевские платья с длинными рукавами на пуговицах и глухими воротниками, голову покрыли национальными шалями с бахромой. Дети Халамлиевых: Мухтар, Султан и Шахмёлек, вместе с родителями - заботились о беженках. Посторонним их не показывали, хотя, на всякий случай, Мухтар Халамлиев достал для них поддельные «русские» документы, с другими именами. 

В начале 1943-го года, Красная Армия освободила Северный Кавказ, а в ноябре 1943 г., по обвинению в сотрудничестве с оккупантами, семье Халамлиевых пришлось также покинуть родные края, несмотря на заступничество и многочисленные обращения спасенных сестер Гейдман к властям, что эта семья - с немцами не сотрудничала, а спасала обречённых евреев, которым грозила смерть. Кстати, девушки при этом тоже подвергались определенному риску, как можно догадаться. 

 - Что было дальше?

 - Немало лет спустя, вернувшись из 14-летней ссылки, Султан Халамлиев вспоминал: «Многие тогда помогали людям, а как же иначе? Но знаете, что меня больше всего потрясло?! То, что сестры Гейдман разыскали нас в ссылке, и одна из них даже приезжала к нам, в Киргизию. Можете представить, как смотрели в те годы, на дружбу с ссыльными?! Мы и сейчас переписываемся...» В 1994 году, «Яд Вашем» удостоил Шамаила и Фердаус Халамлиевых, их сыновей Мухтара и Султана - почетного звания Праведник народов мира. Эта история также есть в издании И.А.Альтмана и Д.И.Полторака «Праведники народов мира. Россия. 1941–1945. Пакет-комплект документов. Методические рекомендации к учебному пособию». М.: «Русское слово: учебник», 2011. 

Вот – замечательный пример того, как должны общаться люди разных национальностей, в тяжелейших испытаниях. Кроме этого, есть и иные случаи спасения беженцев в тех краях, хотя не все, такие достойные люди, признаны Праведниками. Эти истории еще требуют изучения, тут есть, где и как сотрудничать.  

В годы войны, в оккупированном Черкесске, погибло около 1450 евреев, в основном, эвакуированных. И там, местные жители, рискуя жизнью, спасали евреев и даже погибали вместе с ними. Жители Кавказа всегда понимали трагедию беженцев и еврейского народа. Их в 1942 г. мало интересовали вероисповедание и национальные особенности тех, кому они помогали. Почему же сейчас, вместо того, чтобы гордиться лучшими представителями своего народа и их подвигами, помнить о своих предках - карачаевцах, готовых когда-то рисковать жизнью, спасая евреев (которых они, вероятно, вообще до войны не знали и не видели), местные жители - их потомки, вдруг начали призывать местные власти принять меры к недопущению евреев?! Это — очень печально и заставляет серьезно задуматься о происходящем в тех краях.

 - На ваш взгляд, какие выводы можно сделать из случившегося?

 - Данный пикет случился из-за отсутствия знаний истории и невысокого культурного уровня участников несанкционированного митинга. Им рассказали, внушили, что палестинцы когда-то «радушно приняли евреев на Ближнем Востоке, дали им землю», а «неблагодарные израильские соседи» в итоге, вытеснили оттуда «несчастных палестинцев», хотя все это - вообще далеко не так. Достаточно заглянуть в интернет. А теперь, мол, подобная опасность грозит и Карачаево – Черкесии. Хотя, если обратиться к статистике, то и евреев там - практически нет. Может человек 30-40, то есть - куда меньше, чем собравшихся на митинг. Да и массово ехать туда никто из евреев не собирается. Непонятно тогда, кто и что так сильно «портит» жизнь местным жителям?! Произошедшее также вновь подтверждает, что для распространения ксенофобских идей и мнений — наличие евреев рядом - совсем необязательно. Думаю, участницы того злополучного пикета и настоящих евреев - то никогда не видели, ни местных, ни израильских. Впрочем, о палестинцах у них - тоже слабые представления. И о российских законах. Предки спасали конкретных беженцев 80 лет назад, а потомки готовы помогать «виртуальным» палестинцам? Кстати, мнения местных жителей – немусульман, тоже никто из митингующих узнать не пожелал… 

Похожие статьи