|
Лариса Узвалк
Лариса Узвалк

Победивший на выборах в Голландии ультраправый Герт Вилдерс вызывает симпатии и страх у еврейской общины

Победивший на выборах в Голландии ультраправый Герт Вилдерс вызывает симпатии и страх у еврейской общины
Герт Вилдерс празднует победу на выборах Фото: AP Photo/Phil Nijhuis

Состоявшиеся в Нидерландах в ноябре выборы потрясли всю Европу: победу одержал Герт Вилдерс, жесткий правый популист, известный своей борьбой с исламом, иммигрантами и Европейским Союзом, а также поддержкой Израиля.

Но для некоторых голландских евреев, наблюдающих за ростом атмосферы страха и антисемитизма после начала войны между Израилем и ХАМАСом 7 октября, результаты выборов оказались не столь удивительными.

22 ноября Партия свободы Вилдерса превзошла все прогнозы, получив 37 из 150 мест в Генеральных штатах (23,6 % голосов) и значительно опередив занявший второе место альянс Партии труда и зеленых. После десятилетий пребывания на политической периферии Вилдерс начал переговоры о формировании правительства, в котором он станет премьер-министром.

Экспансивный политик, чей лозунг «Нидерланды превыше всего» и крашенные в светлый цвет волосы заслужили сравнения с Дональдом Трампом, давно сделал антиисламизм центральным элементом своей повестки дня. Наряду с требованием прекратить без разбора принимать беженцев, он призвал запретить исламские школы, Коран и мечети. Суд признал его виновным в оскорблении после того, как на предвыборном митинге в 2016 году он заставил своих сторонников скандировать, что марокканцев в Нидерландах должно быть меньше. В 2009 году ему было отказано во въезде в Великобританию, где он собирался показать свой вызвавший международные протесты фильм «Фитна», в котором Коран ассоциируется с терроризмом и вызывает международные протесты.

После 13 лет нахождения у власти правоцентристского правительства Марка Рютте победа Вилдерса была названа одним из самых крупных политических потрясений в стране со времен Второй мировой войны. Выдвижение его партии произошло очень поздно в ходе кампании, и сам Вилдерс, похоже, не ожидал такого результата: по сообщениям, он снял комнату в качестве штаб-квартиры партии для предвыборной ночи всего за три дня до нее.

По словам Эстер Воет, главного редактора еврейской газеты Nieuw Israelietisch Weekblad, избрание Вилдерса совпало с общественным возмущением по поводу бомбардировок Израилем сектора Газа, которые иногда перерастают в агрессию против голландских евреев.

AP23328609710436.jpg
Сотни людей приняли участие в акции «Свет и любовь» в знак протеста против победы на всеобщих выборах партии Вилдерса в Амстердаме 24 ноября

«Несколько недель назад у него было всего от 13 до 17 мест, — сказала Воет в интервью Jewish Telegraphic Agency. — Это началось несколько недель назад — с тех пор, как мы увидели всю агрессию на улицах — он так сильно поднялся в опросах».

Воет считает, что Вилдерс извлек выгоду из разгула в Нидерландах откровенного антисемитизма. Одна из организаций-наблюдателей зафиксировала 818-процентный рост числа антисемитских инцидентов в октябре — от нападений в школах до срывания мезуз и рисования свастики на еврейских домах. По словам Воет, некоторые избиратели-евреи считают, что Вилдерс защитит их, поскольку он заявляет о своей поддержке Израиля как «близкого друга» Нидерландов и осуждает антисемитизм.

Голландские евреи исторически выступают против правых популистских партий, но некоторые из них резко изменили свое мнение о Вилдерсе в последние недели, сказала Воет. Опрос, проведенный Nieuw Israelietisch Weekblad в 2017 году, показал, что евреи были менее склонны голосовать за Вилдерса, чем население в целом: 10% против 15%. Самой популярной партией среди евреев была правящая в то время Народная партия за свободу и демократию Рютте, за которой следовала левоцентристская Партия труда.

«У меня много друзей-евреев, которые находятся на левом фланге политического спектра, но проголосовали за Партию свободы из-за того, что они увидели в последние недели», — говорит Воет.

Хотя он не еврей, Вилдерс в молодости работал добровольцем в израильском кибуце и женат на венгерской еврейке, бывшем дипломате. Он также выступал в поддержку израильских поселений на Западном берегу и предлагал переселить всех палестинцев в Иорданию.

Некоторые еврейские организации, в том числе еврейский новостной сайт Joods.nl, отметили победу Вилдерса как победу Израиля и голландских евреев. В день выборов сайт написал «Мазл тов» в адрес Вилдерса.

Ливнат Фабер, основатель Oy Vey, прогрессивной еврейской группы, которая проводит мероприятия и дискуссии в Амстердаме. В последние недели, когда участились антисемитские нападения, ее коллега создала «дружественную сеть в WhatsApp для евреев Амстердама, чтобы они могли оказывать друг другу поддержку. «Людям очень нужно быть вместе, — сказала она. — Многие евреи сегодня чувствуют себя одинокими».

Однако Фабер считает, что евреи, проголосовавшие за партию Вилдерса, были наивно введены в заблуждение своими «законными страхами»: «Неважно, что может говорить политик. Он может говорить, что любит евреев и хочет их защитить. Мы все знаем из нашей истории, что мы подвергаемся риску, когда есть крайне правый, антиконституционный лидер».

AP23285626949500.jpg
Люди держат цветы и израильские флаги во время демонстрации в Амстердаме 12 октября

Евреи составляют незначительное меньшинство — около 30 тыс. Чел. в 17,7-миллионном населении Нидерландов. Другие избиратели, поддержавшие Вилдерса на выборах, говорят, что их привлекли его обещания снизить налоги, стоимость жизни, сделать более доступным здравоохранение. По словам Воет, некоторые из них чувствовали себя обделенными вниманием со стороны правительства и были возмущены тем, что мигрантам предоставляют жилье на фоне жилищного кризиса в стране. Вилдерс также смягчил свою антиисламскую риторику во время кампании, хотя его манифест по-прежнему содержит предложения о запрете Корана, мечетей и мусульманских платков.

Фабер считает, что победа Вилдерса дала добро развитию расизма и ксенофобии в голландском обществе. «Сейчас ксенофобия направлена против мусульман, но может обернуться и против евреев», — считает она.

 

Похожие статьи