|
Яна Любарская
Яна Любарская

Виктор Гин: «В моих планах – жить, просто жить!»

Виктор Гин: «В моих планах – жить, просто жить!»

Виктор Гин (Гинзбурский) — известный поэт, драматург, член Союза профессиональных литераторов России и Союза писателей Израиля, автор более 500 эстрадных песен, в том числе таких хитов, как: «Поговори со мною, мама», «Дарите женщинам цветы», «Моя любовь на пятом этаже», «Зорька алая» и др. Его перу принадлежат шесть поэтических книг. За книгу «Пьесы, либретто» в 2010 г. удостоен израильской литературной премии им. Давида Самойлова. Мы поговорили с Виктором в преддверии его 85-летия.

***

Виктор Гин родился в 1939 году в Гомеле в семье учителей математики и немецкого языка. Осенью того же года Гинзбурские переехали в Белосток, только что в числе других территорий присоединённый к СССР по пакту Молотова-Риббентропа и ставший областным центром Белоруссии. Отца будущего поэта назначили директором одной из городских школ. 21-го июня 1941 года он уехал в Ленинград на совещание директоров школ. Пришла весть, что эшелон, в котором он ехал, попал под бомбёжку — началась Великая Отечественная война. От отца не было вестей, и мать с Виктором и его братом решила возвращаться в Гомель к родственникам. Она шла по уже оккупированной территории и видела издевательства фашистов над евреями, поэтому уничтожила все документы об их еврействе, а детям повесила на шею крестики. Пришла она в Гомель через полгода и узнала, что всех евреев в городе уже переписали для отправки в гетто (впоследствии все они были расстреляны). Мать нашего героя решила бежать из города. На вокзале стоял под парами товарный состав с лошадьми, для отправки в оккупированный Орёл. Она, пользуясь знанием немецкого языка, уговорила коменданта этого состава взять её с детьми в поезд, и через два дня путешествия в товарном вагоне с лошадьми семья прибыла в город, где никто не мог их узнать и выдать.

Гинзбурская София Михайловна. Мама Виктора Гина..jpg
Софья Михайловна, мама Виктора

«Тем не менее, — рассказывает Виктор, — мама пряталась, меняла места жительства, ожидая каждую минуту ареста. Она добывала кусок хлеба для себя и своих детей тяжёлым трудом: стирала бельё, мыла посуду. Два года постоянного страха за судьбу детей. А судьба зависела от разных случайностей: если бы мы знали идиш, то наверняка были бы расстреляны, если бы мы были обрезаны по еврейской традиции, то нас ждала бы та же участь. Но, видно, Б-гу было угодно нас сохранить».

Уже много-много лет спустя, в декабре 2022 года, про своё удивительное спасение Виктор рассказал российским педагогам на образовательном семинаре Центра «Холокост». Своё выступление он построил на документе из архива «Яд Вашем», прочитав письмо своей матери, Софьи Михайловны, адресованное Илье Эренбургу, но так и не отправленное. В нём она подробно рассказывает о двухлетнем пребывании еврейской семьи под властью фашистов, заканчивая свой рассказ словами: «Мы — выходцы с того света».

Встреча российских учителей с Виктором Гином. Израиль, 2022г..jpg
Встреча российских учителей с Виктором Гином. Израиль, 2022 г.
Рассказывать о пережитом Виктору приходится довольно часто: «В прошлом году группа переживших Холокост, включая меня, ездила в Германию и Финляндию и выступала в разных городах с рассказами о Холокосте, и это было очень здорово, т.к. учащиеся школ, гимназий, педагоги получили уникальную возможность пообщаться с последними живыми узниками, послушать их воспоминания. Всё это, на мой взгляд, с педагогической точки зрения более эффективно, чем сухие учебники истории. У ребят блестели глаза, они проявляли к нашим рассказам неподдельный интерес, задавали вопросы. Уверен, что уцелевшим в Холокосте надо больше выступать, особенно перед молодым поколением разных стран».

9.jpg

Но вернёмся в послевоенные годы прошлого века и проследим дальнейшую судьбу героя нашего повествования. После войны нашёлся отец Виктора: он разыскал их по объявлениям в газетах, и семья, воссоединившись, уехала жить в Ленинград. Виктор после школы поступил в финансово-экономический институт, работал по специальности. Попутно закончил филологический факультет университета и преподавал литературу. А «в свободное от работы время» писал стихи. Постепенно его стихи становились всё более профессиональными и публиковались в журналах «Юность», «Нева», «Смена», в коллективных сборниках, в альманахе «День поэзии». Один из редакторов сказал ему, что фамилия Гинзбурский — «не правилам русского правописания» и посоветовал взять псевдоним, или сделать фамилию короче. Так и появился поэт Виктор Гин. Но и это не всегда помогало: неоднократно мой собеседник чувствовал ущемления из-за своей национальности, вплоть до того, что семь лет был «закрыт» на ленинградском радио, и только вмешательство Иосифа Кобзона прекратило это безобразие.

Первый настоящий творческий успех пришёл к поэту в 1973 году, когда к нему обратился студент композиторского отделения ленинградской консерватории Владимир Мигуля с просьбой написать стихи к одной из его мелодий. И родилась песня «Поговори со мною, мама», поначалу предназначавшаяся Людмиле Зыкиной, но попавшая к Валентине Толкуновой. Композиция стала визитной карточкой Толкуновой, подарившей счастливую судьбу этой песне: «На своих концертах, — говорит Виктор, — Валентина Толкунова объявляла, что эта песня посвящена её маме. Моя мама считала, что эта песня — о ней, а я уверен, что она — для всех мам».  

1280px-Viktor_Gin.jpg

Этот успех позволил Виктору Гину расширить круг композиторов, в содружестве с которыми он написал более 500 песен. Это были такие популярные композиторы тех лет, как Валерий Гаврилин, Игорь Лученок, Евгений Дога, Владимир Шаинский, Яков Дубравин, Александр Морозов, Алексей Экимян, Александр Журбин, Вячеслав Добрынин и многие другие. Вышло более 80 пластинок с этими песнями в исполнении ведущих эстрадных исполнителей того времени.

287180248.jpg

Если затрагивать тему, с какими итогами, планами поэт подходит к своему 85-летнему юбилею, то Виктор скромно отвечает: «Сейчас в моих планах — жить, просто жить! Из моих песен хочу особо отметить “Дарите женщинам цветы” на музыку Бориса Ривчуна. Помню, что к 8-му марта повсюду висели транспаранты с этим “лозунгом”. Её исполняли оперные певцы: Мальченко, Ворошило, Лейферкус, эстрадные вокалисты с хорошими голосами: Сергей Захаров, Ренат Ибрагимов, Эдуард Хиль. И хотя мелодия была далека от тогдашних “шлягерных”, песня обрела широкую известность. В двух российских театрах прошла опера “Амок” на мое либретто. В театрах многих городов идёт мой с композитором Дубравиным мюзикл “Брысь, или Истории кота Филофея”. Но творческая личность никогда не бывает довольна тем, что уже сделано. Так и мне кажется, что можно было сделать больше. Например, с моим другом, композитором Сергеем Колмановским, написана опера по мотивам “Испанской баллады” Фейхтвангера, но не поставлена, а хотелось бы увидеть её на сцене. Невостребованны либретто “Золотого горшка” по сказке Гофмана и зонг-драмы “Дневник Сатаны”».

Виктор Гин уже более 30 лет живёт в Израиле. В 1990 году в России, к сожалению, все чаще случались антисемитские эксцессы. Фашистское общество «Память» устраивало в Ленинграде митинги с лозунгами вроде «Жиды, убирайтесь вон!», рассылало по почте угрожающие письма, а на 5-е мая готовила погром. Первый секретарь ленинградского обкома партии Гидаспов выступил по радио и сказал, что погрома, конечно, не допустит, но советует евреям в этот день не выходить на улицу: «И тогда мы с женой решили спасать двух дочерей. К счастью, нам не препятствовали выехать в Израиль. Эмиграция лёгкой не бывает, но мы не сели государству на шею, а честно заработали свою пенсию, отработав 13 лет – жена — по своей специальности микробиолога, а я — редактором русскоязычной муниципальной газеты «Наша Кфар-Саба». Сделал три концертных программы, с которыми выступал не только в Израиле, но и в Германии, США, Англии, России. С местными композиторами написал более 50 песен».

IMG_3444.jpg

На мой вопрос, продолжает ли он сейчас сотрудничать с российским композиторами, Виктор говорит, что дружит со старыми соавторами: Ривчуном, Плешаком, Рушанским. С Дубравиным написал несколько песен для детских хоровых коллективов. А молодые композиторы, по его мнению, не мелодисты, в то время как «в России становятся хитами лишь мелодичные песни с русским колоритом, и никакие веяния Запада там не приживутся. Вот почему была так популярна поистине народная певица — Валентина Толкунова».

Виктор Гин обосновался в Иерусалиме, где также живёт его младшая дочка, подарившая ему внука. К тому же, как говорит легендарный поэт, «этот город невозможно не любить!»

Похожие статьи