Международный день памяти жертв Холокоста отметили в Баку

Международный день памяти жертв Холокоста отметили в Баку

В Бакинской синагоге ашкеназских евреев состоялось мероприятие, приуроченное к Международному дню памяти жертв Холокоста. Этот день является важным напоминанием о страшных событиях Второй мировой войны и о трагедии, которая коснулась миллионов евреев.

Церемонию посетили известные общественные и политические деятели, включая посла Израиля в Азербайджане Джорджа Дика, посла США Марка Либби, заместителя главы Госкомитета Азербайджана по работе с религиозными структурами Сиявуша Гейдарова, директора Бакинского международного центра мультикультурализма Равана Гасанова, депутатов Милли Меджлиса Анатолия Рафаилова и Асима Моллазаде, председателя общины ашкеназских евреев Александра Шаровского, главу гуманитарного фонда СТМЭГИ-Азербайджан Шауля Давыдова, председателя общины горских евреев Азербайджана Милиха Евдаева, главного раввина общины ашкеназских евреев Шнеора Сегала.

Выступивший с речью раввин Сегал отметил, что в Азербайджане отношение к еврейской общине отличается уважением и толерантностью: «В нашем обществе евреи пользуются полной свободой вероисповедания. На улицах Баку можно увидеть евреев, свободно носящих кипу, что является ярким свидетельством толерантности и мирного сосуществования различных культур и религий.

Мы выражаем глубокую благодарность президенту Азербайджана за создание таких условий, где каждый человек, независимо от его веры и происхождения, чувствует себя защищённым и уважаемым. Во всём мире были даны обещания о том, что акты геноцида в отношении евреев больше никогда не повторятся. К сожалению, эти обещания остались лишь словами.

В этом контексте наша задача как еврейской общины — не только помнить о прошлом, но и активно участвовать в настоящем, сплочённо работая над укреплением нашей общности. Важно активно включаться в различные мероприятия, связанные с еврейской культурой и религией, поддерживая и развивая наше наследие. Мы можем каждый день становиться всё сильнее и крепче, обеспечивая процветание еврейской общины и способствуя укреплению межкультурного и межрелигиозного диалога в нашей стране».

Посол Израиля Джордж Дик сказал, что Холокост является проявлением самых темных уголков человеческой природы: «Эта рана навсегда оставит печать на страницах истории. Эти ошеломляющие цифры, отражающие потерянные жизни, разлученные семьи и почти уничтоженную цивилизацию не могут дать полное представление о масштабе трагедии еврейского народа. И все же мы также помним, что перед лицом этой огромной трагедии еврейский народ бросил вызов тем самым силам, которые стремились его уничтожить. Пережившие Холокост — самые необыкновенные люди, которых только можно встретить. В частности, двое из них, переживших Холокост, были частью моей жизни и глубоко вдохновили меня. Их жизнь была отмечена стремлением создать будущее, которое почтило бы память погибших.

Первый — католический священник из Польши Грегор Пабловский. Он был нашим соседом в нашем многоквартирном доме в Яффо. Его настоящее имя было Яаков Цви Герш Гринер. Ему было восемь лет, когда нацисты вторглись в Польшу, и ему удалось бежать, а его семья была убита. По поддельному свидетельству о крещении его забрали в католический приют. Он сделал церковь своим новым домом и стал священником. Однако он никогда не забывал своего наследия. Он пришел жить и служить церкви на земле своего народа, в Израиле. Меня всегда поражало, что у этого священника на двери висела мезуза, а на полках стояли книги Талмуда.

Перед переездом в Израиль в 1970 году он сделал нечто неожиданное: купил себе могилу на еврейском кладбище и на ней написал: «Отец Грегор Пабловский, Яаков Цви Гринер, сын Менделя и Мириам. Я оставил свою семью, чтобы спасти свою жизнь во время Холокоста. Я посвятил свою жизнь служению Богу и человечеству. И вот я возвращаюсь к своей семье, на место их убийства».

Вторым человеком, пережившим Холокост, который был частью моей жизни, был мой учитель музыки. Его звали Авраам Нов.

Авраам происходил из Люксембурга. Вся его семья была убита нацистами. Он был единственным, кому удалось выжить. Он выжил, потому что нацистский офицер решил, что он одарён игрой на скрипке. На протяжении всей войны нацистский офицер брал Авраама к себе домой, чтобы развлекать гостей. Когда война закончилась, Авраам приехал в Израиль, создал семью и начал преподавать спасший ему жизнь предмет — музыку. Он стал учителем музыки сотен и тысяч детей по всей стране. Мне посчастливилось быть одним из них. Отец Грегор и Авраам пережили невообразимую боль, и тем не менее они оба выбрали целеустремленную жизнь и посвятили ее служению другим. Их истории являются живым свидетельством стойкости еврейского народа и его приверженности жизни, надежде и свободе.

К сожалению, антисемитизм уже некоторое время поднимает свою уродливую голову. 7 октября ХАМАС начала войну, имеющую целью убийство каждого еврея и каждого израильтянина. ХАМАС теперь открыто клянется повторять резню снова и снова, пока еврейское государство не будет стерто с лица земли. Во всяком случае, эта война научила нас двум вещам. Во-первых, когда фашистские, садистские, психопатические исламистские террористы клянутся, что убьют вас — верьте им. ХАМАС до сих пор говорит это. Как и “Хезболла”. Как и иранский режим, чей посол здесь, в Баку, трижды публично угрожал моей жизни. Этому злу необходимо противостоять и победить. Никаких “если” и “но”.

Во-вторых, эта война развеяла иллюзию, что наша страна находится в безопасности внутри своих границ, что никакая угроза не является существенной для такой сильной страны, как наша. Теперь на нас лежит моральная ответственность действовать и гарантировать, что ни одному ребенку никогда не придется бояться, что его зарежут в своей спальне. Наши дети не будут прятаться в монастырях и жить в качестве реквизита в домах мясников. Мы в долгу перед отцом Грегором, Авраамом и всеми жертвами Холокоста и пережившими Холокост. Мы обязаны им, мы обязаны нашему народу полной победе над злом. На карту поставлено не что иное как наше будущее и будущее всего общего человечества», — заявил дипломат.

Глава общины ашкеназских евреев Азербайджана А. Шаровский отметил: «Я внук участника Первой мировой войны и сын прошедшего Вторую мировую войну. Теперь я сам стал дедом для внуков, которые участвуют в третьей мировой войне. В нашем роду, кажется, генетически заложен Холокост. Вспоминая прошлое, я припоминаю залы, полные людей с орденами Великой Отечественной войны. Среди них был и тот, кто пережил концлагерь. Со временем эти люди уходят, и я опасаюсь, что наши дети и молодёжь не смогут по-настоящему почувствовать и понять, что пережили наши предки, столкнувшись с Холокостом. Я помню своё выступление в парламенте Бельгии в Брюсселе, где я оказался в составе еврейской делегации. Там был директор телеканала Euronews, и, несмотря на протест руководителя делегации, я выразил своё мнение. Я сказал, что у меня есть две родины: Азербайджан, где я родился и где каждый день молюсь за нашего президента, и Израиль, где живут мой сын и внуки. Я спросил директора Euronews, почему в их передачах так часто встречаются ложные сведения об Израиле и Азербайджане.

Только что Euronews показал репортаж о несчастных арабских детях, но почему-то они игнорируют израильских детей. Канал сообщил о якобы принятом Европарламентом решении признать геноцид, что не соответствует действительности. На самом деле был лишь призыв к Израилю предотвратить геноцид, и даже этот призыв основан на ложных данных. Я чувствую себя растерянным, учитывая, что, с одной стороны, Америка поддерживает Израиль, а с другой — американская профессура призывает студентов порицать его. Они забывают, что агрессия, направленная против Израиля, угрожает всему миру. Если сегодня они нападают на Израиль, то завтра могут атаковать Европу и Америку. Это очевидно. Почему же образованные люди игнорируют это и допускают распространение ложных сведений?»

Заместитель главы Госкомитета Азербайджана по работе с религиозными структурами С. Гейдаров отметил, что Холокост является одной из самых ужасающих трагедий в истории человечества: «В наступившем 21 веке, где мы наблюдаем стремительный прогресс, особенно в научной сфере, исследуя космические пространства и глубины Земли, мы, к удивлению, все еще сталкиваемся с неспособностью установить конструктивный диалог между разными народами и странами, что ведет к отсутствию глобального единства. Этот недостаток является причиной многих современных трагедий, которые требуют нашего глубокого размышления и выводов.

К сожалению, человечество часто забывает о гуманности и не делает необходимых выводов из прошлых ошибок. Современные международные организации и влиятельные государства в погоне за политическими амбициями и интересами порой допускают и даже оправдывают трагедии. Примером такого трагического события в 21 веке является конфликт между Израилем и ХАМАСом. Это противостояние, которое не возникло мгновенно, а является результатом длительной подготовки, вызывает вопросы к действиям международных организаций и стран, несущих ответственность за мировую безопасность. Почему они не смогли предотвратить это столкновение?

Этот конфликт оставит глубокие раны в душах будущих поколений, породил ненависть и заложил основу для новых межконфессиональных и цивилизационных конфликтов. К тому же наблюдается ускоренное разрушение мирового порядка, но, к сожалению, крупные державы не предпринимают необходимых шагов для его предотвращения. Современная молодежь также, кажется, не уделяет достаточного внимания этим проблемам, что только усугубляет ситуацию.

Чтобы противостоять этим вызовам, нам необходимо приложить все усилия. Установление межконфессионального диалога, создание условий для его развития и оказание всесторонней поддержки могут помочь положить конец политическим амбициям, политике двойных стандартов и личным интересам мировых лидеров. Важно осознавать всю ответственность, которую мы несем за будущее нашего мира».

Директор Бакинского международного центра мультикультурализма Раван Гасанов сказал, что возглавляемая им организация активно пропагандирует мультикультурализм в 26 вузах страны, ежегодно организуя уроки, посвященные Холокосту. «Возникает вопрос: почему мы, живя в стране с мусульманским большинством, уделяем столько внимания Холокосту? На это имеется несколько причин.

Во-первых, Азербайджан является мультикультурным государством. Холокост — это не только трагедия шести миллионов евреев, но и важный урок для всех нас о значении инклюзивности, сосуществования, борьбы с дискриминацией, антисемитизмом и исламофобией.

Вторая причина связана с тем, что мы сами пережили геноцид — трагедию Ходжалы. Мои корни уходят в Карабах, в Агдам. Я испытал на себе принуждение покинуть свой дом и землю, видел, как религиозные культовые сооружения разрушались и переживал это вместе с семьей. Это опыт оставил неизгладимые следы в моей памяти.

Являясь в течение последних 10 лет руководителем Международного мультикультурного центра, я столкнулся с обвинениями в адрес Азербайджана по поводу религиозной нетерпимости, особенно со стороны западных стран. Это заставило меня осознать, что миру не хватает информации об Азербайджане и его культуре. Я приложил все усилия, чтобы распространить больше информации через конференции и публикации.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с реальностью, в которой двойные стандарты порождают новый Холокост, новую исламофобию и новый антисемитизм во многих странах. Однако в Азербайджане мы продолжим отмечать День Холокоста и День Ходжалы, чтобы сохранить память о прошлом и стремиться к лучшему будущему».

Мероприятие было наполнено глубоким уважением к памяти жертв Холокоста. Участники церемонии зажгли свечи, что является символическим актом памяти и скорби, напоминая о миллионах невинных жизней, потерянных в одной из самых тёмных страниц истории человечества.

Эта церемония также подчеркивает важность сохранения исторической памяти и осознания ужасов Холокоста, чтобы предотвратить повторение подобных трагедий в будущем. Участие высокопоставленных представителей многих государств и общин свидетельствует о глобальном признании важности совместных усилий в борьбе против нетерпимости, расизма и антисемитизма.

Похожие статьи