|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Либерман: Израиль должен отдать Газу Египту, а Западный берег разделить с Иорданией

Либерман: Израиль должен отдать Газу Египту, а Западный берег разделить с Иорданией
Фото: MARC ISRAEL SELLEM/THE JERUSALEM POST

В будущем Египет должен контролировать сектор Газа, а Иордания — зону A и небольшую часть зоны B Западного берега, заявил глава партии «Наш дом — Израиль» Авигдор Либерман в интервью Jerusalem Post, излагая свое видение того, как будут выглядеть границы Израиля без палестинского государства.

«Мы понимаем, что идея двухгосударственного решения [израильско-палестинского конфликта] умерла. Ее не существует, — сказал Либерман. — Нам нужен другой подход. Нелогично делать одно и то же в течение многих лет и ожидать новых результатов».

Либерман, чья партия находится в оппозиции, высказался в тот момент, когда на Израиль оказывается сильное дипломатическое давление с целью заставить его принять решение о двух государствах, как только закончится война между Израилем и ХАМАСом.

Хотя Либерман гордится тем, что выделяется из толпы, он отмечает, что он не единственный изменил свою позицию по конфликту: подобную эволюцию проделал, в частности, Генри Киссинджер.

В интервью, данном в декабре 2023 года, в последние дни жизни, американскому сайту Politico, Киссинджер заявил, что решение о двух государствах больше не является жизнеспособным и что Иордания должна вернуть себе контроль над Западным берегом, который она имела в 1948-1967 годах.

Киссинджер сказал: «Я считаю, что Западный берег должен быть передан под контроль Иордании, а не стремиться к решению о двух государствах, в результате которого одна из двух территорий будет полна решимости свергнуть Израиль».

Либерман сказал, что теперь он хотел бы вернуться к идее «конфедерации между Иорданией и палестинцами». Он напомнил, что зона С Западного берега разделена на три части. Зоны A и B находятся под властью Палестинской автономии, а зона C, где расположены все поселения, контролируются ЦАХАЛом.

Согласно плану Либермана, вся зона А и небольшая часть зоны В перейдут под контроль Иордании в рамках конфедерации, в то время как Израиль будет иметь суверенитет над остальной частью зоны В и над всей зоной С.

Израиль заплатил тяжелую цену за Осло, сказал Либерман: «Многие тысячи израильтян были убиты и ранены. Каждый должен спросить себя, лучше ли сейчас ваше положение, чем до 1993 года, или нет».

По его словам, ответ на этот вопрос отрицательный.

«Тот, кто много лет прожил в Иудее и Самарии, поселенец вроде меня, понимает, что с каждым днем ситуация ухудшается по сравнению с тем, что было в 1993 году», — сказал он.

Легко указывать пальцем на правых, сказал он, но нужно спросить, почему провалились такие «голубиные» политики, как бывший министр иностранных дел Ципи Ливни и бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт из партии «Кадима».

Невозможно предложить больше, чем Ольмерт сделал во время возглавляемого США процесса в Аннаполисе в 2007 году, заявил Либерман.

Ольмерт был готов разделить Иерусалим и отступить к границам, существовавшим до 1967 года, но президент Палестинской автономии Махмуд Аббас отказался, напомнил Либерман.

«Почему? Только из-за одного вопроса, — сказал Либерман, — он настаивал на том, чтобы это было окончательное соглашение без каких-либо требований в будущем».

Аббас не согласился на такое условие, и «я не вижу другого палестинского лидера в будущем, который был бы готов подписать соглашение».

Это лишь часть проблем, отметил Либерман, обвинив ПА в коррумпированности и неспособности к управлению: ПА «не знает, что такое управление».

«Абу Мазен (Аббас) и его люди потеряли контроль даже в Рамалле. Пришло время сказать палестинцам, что с этой идеей покончено. Вы упустили свою возможность».

Что касается Газы, то Либерман не раз громко призывал ЦАХАЛ восстановить контроль над безопасностью. Став министром обороны в 2016 году, он представил Нетаньяху документ с предупреждением о возможном нападении по типу 7 октября. В 2018 году он покинул свой пост в знак протеста против перемирия, заключенного между Израилем и ХАМАСом после интенсивного шквала ракет, выпущенных террористической группировкой по Израилю.

Теперь он считает, что Израиль должен разорвать все свои связи с Газой — территорией, которая, по его мнению, должна быть возвращена под власть Египта.

«В конце концов, египтяне должны взять под контроль ... сектор Газа в соответствии с мандатом ООН и Лиги арабских государств. У нас нет другого выбора. Все другие предложения, которые я видел... нереальны».

Либерман особенно активно выступает против любых планов Палестинской автономии по восстановлению контроля над анклавом после войны. Израиль уже передал Газу Палестинской автономии в 2005 году, но в 2007 году ХАМАС сверг власть партии ФАТХ в секторе в результате кровавого переворота.

ХАМАС «устранил всех оперативников ФАТХа и их ключевых фигур, некоторые из них получили убежище в Израиле, а некоторые были убиты в Газе. Сегодня говорить о том, что ПА может взять под контроль ХАМАС, нереалистично».

Аббас и его партия ФАТХ уже в значительной степени опираются на поддержку ЦАХАЛа на Западном берегу, пояснил он.

Либермана расстраивают призывы международного сообщества не пускать палестинцев из Газы в Египет, объясняя это тем, что все, кто хочет, должны иметь возможность выехать, по крайней мере, на Синай.

Международное сообщество и умеренные арабские государства должны инвестировать в строительство нового города для палестинцев на этом полуострове, который также мог бы оживить этот район, объяснил Либерман. Это может сопровождаться созданием промышленных и производственных зон, сказал он.

Независимо от того, кто возьмет под контроль Газу, сказал он, все товары, поступающие в анклав, должны идти через Египет, а не через Израиль. Международное сообщество и палестинцы в прошлом выступали против такого шага, чтобы сохранить связь между Западным берегом и Газой, опасаясь, что соединение анклава с Египтом повредит потенциалу палестинской государственности.

«Я не понимаю, почему мы снова используем порт Ашдод для товаров и нужд [Газы], когда есть порт Аль-Ариш в Египте. Все, что им нужно, пожалуйста, доставляйте через Аль-Ариш», — сказал он.

Либерман относится к тем, кто считает, что Израиль не должен предоставлять палестинцам Газы гуманитарную помощь, утверждая, что это лишает правительство важного рычага давления для возвращения заложников.

«Мы потеряли все рычаги давления. Если у них есть все: еда, топливо и вода, как вы можете на них давить? Гуманитарная помощь только укрепляет ХАМАС».

В четверг Авигдор Либерман отправился к КПП Керем-Шалом, через который в Газу въезжают грузовики с товарами, и призвал закрыть его.

«Это аморально», — сказал он, указывая на соглашение, по которому Израиль расширил объем медицинской помощи Газе в обмен на согласие ХАМАСа передать лекарства более чем 100 пленникам, удерживаемым там. Никаких доказательств доставки лекарств так и не было предоставлено.

«По сей день мы не видели никаких доказательств того, что лекарства, предназначенные для наших пленников, действительно дошли до них. Не может быть, чтобы гуманитарная помощь предназначалась только для одной стороны, в то время как наша сторона не имеет никакой помощи. Израильское правительство потерпело неудачу в защите израильских граждан, а теперь и в решении проблемы заложников», — сказал он.

Когда речь заходит об ошибках, Либерман, ярый противник Нетаньяху, говорит, что у него тоже есть проблемы с тем, как ЦАХАЛ тактически вошел в Газу.

По его словам, с самого начала было ошибкой начинать одностороннюю военную кампанию, а не многостороннюю. ЦАХАЛ должен был одновременно взять под контроль север Газы и захватить буферную зону у египетской границы, называемую Филадельфийским коридором, а не ждать окончания кампании, утверждает он.

По словам Либермана, этот коридор «открыт для контрабандистов, работающих на ХАМАС», чтобы оружие могло попасть в этот район во время войны.

«Это все равно, что пытаться ликвидировать последствия разлива, пока вода еще течет», — сказал он.

Он поддержал правительство, призвав расформировать Агентство ООН по оказанию помощи и организации работ (БАПОР), которое обслуживает 5,9 миллиона палестинских беженцев. Оно стало поставщиком гуманитарных услуг в Газе, где палестинцы находятся в статусе постоянных беженцев с 1948 года.

Израиль обвиняет 12 его сотрудников в активном участии в массовом убийстве 7 октября. Либерман сделал еще один шаг вперед, обрисовав агентство широкими мазками за его связи с ХАМАСом: «Они не только сотрудничали с ХАМАСом — все люди, работающие в БАПОР, имеют тесные связи с ХАМАСом».

ХАМАС знает, когда товары поступают в Газу из Рафаха и Керем-Шалома, и «они немедленно берут все в свои руки, и ясно, что сегодня гуманитарная помощь только укрепляет ХАМАС».

По словам Либермана, чтобы выйти из военного кризиса, Израиль должен сменить премьер-министра: «Проблема Нетаньяху в том, что для него есть только один вопрос — выборы и как выжить политически». По словам Либермана, «безумный» бюджет, предложенный правительством, является примером того, что премьер-министр ставит во главу угла сохранение своей коалиции.

Однако Либерман выступает против проведения выборов в данный момент. По его словам, выборы приводят к напряженности и междоусобицам, а военное время — неподходящий момент для этого. Кроме того, пока министр Бени Ганц и депутат Гади Айзенкот остаются в правительстве, Нетаньяху пользуется широкой поддержкой, и выборы не являются реальным вариантом. Более того, технически выборы не могут состояться сейчас, поскольку сотни тысяч израильтян все еще несут службу в секторе Газа или находятся далеко от своих домов.

«Как проголосуют солдаты в Хан-Юнисе? Как будут голосовать люди из Метулы и Кирьят-Шмоны?».

Либерман считает, что Нетаньяху уже давно должен был уйти в отставку. Но поскольку премьер-министр не рассматривает такой вариант, второй опцией будет отстранение Нетаньяху без выборов. Это может произойти с помощью процедуры, называемой «конструктивным недоверием», когда не менее 61 члена Кнессета голосуют за формирование нового правительства.

«Сейчас не время для выборов», — сказал он, призывая «Ликуд» выбрать другого лидера.

В партии Нетаньяху есть несколько человек, которые хотят его заменить, и если «Ликуд» хочет остаться у власти, «больше политиков должны это понять. Если же партия останется с Нетаньяху, она потеряет власть».

Либерман добавил, что он не поддерживает кого-то конкретного в «Ликуде» в качестве преемника Нетаньяху, но главное, чтобы премьер-министр был заменен.

«Нетаньяху завел страну в тупик и не желает признавать свою ответственность за то, что произошло 7 октября».

После Второй ливанской войны и Комиссии Винограда Нетаньяху, тогда лидер оппозиции, заявил, что премьер-министр Эхуд Ольмерт несет максимальную ответственность в вопросах национальной безопасности. По словам Либермана, то же самое можно сказать и о Нетаньяху сейчас, после катастрофы 7 октября.

Более того, Либерман утверждает, что у премьер-министра нет четкого плана или видения того, что такое победа на самом деле и как решить ситуацию с безопасностью на севере, который, по его словам, представляет большую стратегическую угрозу, чем Газа. Проблема не в способности ЦАХАЛа сражаться на два фронта и победить "Хезболлу" - проблема в политическом руководстве, которое не проявляет инициативы, утверждает Либерман.

Председатель партии НДИ ответил на вопрос о том, хочет ли он сам стать премьер-министром, как он уже говорил в прошлом. Главное — это видение и направление, в котором движется Израиль, а при Нетаньяху он движется в неправильном направлении, сказал он. Однако в ответ на это Либерман заявил, что он единственный политик, который занимал посты министра обороны, иностранных дел и финансов, и это делает его подходящим для этой должности. Стране также нужен человек, умеющий быть менеджером, «заводилой», который доводит дела до конца, и Либерман считает себя именно таким человеком. Тем не менее, Либерман всегда был «вариантом, а не навязчивой идеей».

«Если говорить откровенно, то меня больше всего беспокоит будущее нашей страны через 10-12 лет. Сегодня всем ясно, что мы движемся в неправильном направлении. 

Похожие статьи