На прошедших во вторник в Израиле общенациональных муниципальных выборахультраортодоксы получили власть в городском совете: харедимные партии получили чуть больше половины мест в 31-местном законодательном органе.
Хотя на портале Министерства внутренних дел, посвященном выборам, были опубликованы лишь промежуточные результаты, в окончательной сводке результатов, подведенных Иерусалимским региональным избирательным комитетом, которую получила Times of Israel, говорится, что различные ультраортодоксальные партии получили 16 из 31 места в совете, а оставшиеся места достались преимущественно национально-религиозным партиям.
Сефардская ортодоксальная партия ШАС получила шесть мест, хасидская партия 2Агудат Исраэль» — три, нехасидская ультраортодоксальная «Дегель а-Тора» — шесть, а «Бней-Тора», связанная с экстремистской группой «Иерусалимская фракция», — одно.
Кроме того, «Ликуд» и мелкая ортодоксальная партия «Ноам» получили по одному месту, а «Мафдаль—Религиозный Сионизм» и ультранационалистическая партия заместителя мэра Арье Кинга — по два места в совете, в результате чего общее большинство харедим и националистических правых составило 22 места.
Правые одержали победу, когда мэр Моше Лион набрал 81,5 % голосов против 18,5 % у светского претендента Йоси Хавилио.
Список Хавилио «Иерусалимский союз», объединивший несколько либеральных фракций, включая «Мерец», «Еш Атид», «Аводу» и протестное движение «Новый контракт», выступающее против Нетаньяху, получил четыре места в совете.
«Иторерут» («Пробуждение»), либеральная партия, объединяющая национально-религиозных и светских жителей Иерусалима, получила три места, а партия Лиона «Единый Иерусалим» — два.
По мнению члена городского совета Иерусалима Лоры Уортон из партии «Мерец», столь беспрецедентные результаты ультраортодоксов могут быть связаны не столько с изменением демографической ситуации в столице, сколько с низкой явкой на выборы среди светских избирателей в этом году. В Иерусалиме проголосовали только 31,5% избирателей. «Главным вопросом здесь было и остается распределение голосов, и всегда было известно, что харедим голосуют массово, а другие группы — нет», — сказала она.
Ультраортодоксальное большинство в совете означает, что их община будет контролировать комитеты по планированию и строительству, финансам и образованию, а также некоторые другие. Некоторые эксперты выразили обеспокоенность тем, что это может способствовать дальнейшему оттоку светских жителей города, многие из которых уже давно чувствуют себя не в своей тарелке.
Отвечая на эти опасения, заместитель мэра Элиэзер Раухбергер сказал: «Мы не хотим превращать Иерусалим в Бней-Брак». В беседе с Times of Israel в среду Раухбергер, возглавляющий местное отделение партии «Дегель а-Тора», сказал, что беспрецедентная победа харедим имеет большое значение, поскольку позволяет общине «сохранить традиционный, религиозный характер Иерусалима в отношении всего, что является общественным достоянием».
«Мы выступаем за то, чтобы каждая община имела свое место, очевидно, харедим и религиозные, но также и светские», — сказал он, призывая к взаимному уважению и единству и утверждая, что он и его единомышленники хотят, чтобы Иерусалим был «городом для всех».
По словам Раухбергера, вместо того чтобы проводить серьезные политические изменения, он придерживается более консервативной программы, направленной на сохранение религиозного статус-кво в городе и обеспечение бюджетного равенства.
«Нет никаких причин, почему харедим должны отличаться от других в плане получения бюджетов, и мы здесь, чтобы потребовать свою долю на справедливой основе», — сказал он.
При поддержке своих национально-религиозных союзников ультраортодоксы имели эффективное большинство еще до недавних выборов, отметила Уортон, добавив, что способность либерального лагеря противостоять харедим зависит «от того, насколько мэр будет искусно маневрировать».
Заместитель мэра Иерусалима и председатель столичного отделения партии «Дегель а-Тора» Элиэзер Раухбергер (Yonatan Sindel/Flash90)
«Это будет непросто, и, учитывая ситуацию в стране, в том числе... растущую ярость из-за таких вещей, как законопроект о военном призыве, я думаю, что другие члены совета будут едины и будут начеку в своих попытках», — сказала она, отметив, что в прошлом иногда удавалось настроить различные ультраортодоксальные фракции друг против друга.
«Политика в Иерусалиме на протяжении десятилетий заключалась в том, чтобы жить и давать жить: ультраортодоксы в своих кварталах, светские и религиозные — в своих, палестинцы — в своих. К сожалению, в последние годы произошел переход к довольно агрессивной политике, в рамках которой ультраортодоксы и ультраправые строят и захватывают свободные пространства без разбора, чтобы построить, часто исключительно для своего населения, — утверждает Уортон. — В Кирьят-Йовеле, районе со светским и либерально-религиозным населением, выдающаяся школа, которая обслуживала местное население, была выселена муниципалитетом и отдана под строгую ультраортодоксальную школу для девочек».