Откуда выросла «Березка»

С некоторых пор почти не смотрю сериалы – устала от них. Но для фильма «Березка» решила сделать исключение – уж слишком активно рекламировали его. Присоединиться ко мне в роли зрителей пожелали дочь и внучка. Все шестнадцать серий мы смотрели, что называется, на одном дыхании. Когда закончилась последняя серия, внучка, обожающая танцы, со вздохом произнесла: «Как жалко, что все кончилось!» и спросила с надеждой в голосе: «А продолжения не будет?».

Конечно, не будет – главная героиня фильма, руководитель «Березки» Надежда Светлова по сюжету ушла из жизни, ее последовательницей стала любимая ученица Варвара – в конце фильма ее состарили лет на двадцать.

Но почти одновременно с сериалом телеканал «Россия» показал документальный фильм об ансамбле «Березка», просмотрев который, захотелось подробней узнать о судьбе Надежды Надеждиной – подлинной руководительницы «Березки», которая была и основательницей ансамбля. Тем более что в июне этого года исполняется 110 лет со дня ее рождения. Свой 70-летний юбилей  отметит в этом году и «Березка».

В 1970 году, когда я жила и училась в Курске, в город на гастроли приехал прославленный ансамбль. Билеты на его концерт было не достать. И мы, несколько девчонок, пришли перед началом концерта к зданию драмтеатра, где должна была выступать «Березка», в надежде купить билет с рук. Но и тут ничего не вышло. Зато мы увидели, как к фасаду театра подъехал автобус и из него начали выпархивать девушки-танцовщицы. Боже, какие же они были красивые, грациозные! И как же хотелось увидеть их в танце, на сцене. Увы…

Мечта сбылась спустя двадцать лет, когда я в качестве журналиста поехала на съезд фермеров в Москву с крестьянской делегацией ЕАО. Съезд проходил в Колонном зале Дома  союзов, а под занавес перед делегатами выступили с большим концертом мастера искусств столицы. Среди них был и ансамбль «Березка». Шквал аплодисментов сопровождал каждый танец, среди которых был и тот, от которого пошло название ансамбля. Под мелодию песни «Во поле береза стояла» девушки в красных сарафанах хороводили по сцене с зелеными березовыми веточками в руках.

И этот танец, и многие другие, ставшие классикой хореографического искусства, придумала Надежда Надеждина.

Она сумела воплотить в танце, как никто другой, образ России, ее народа. Ансамбль «Березка» называли танцевальным послом Советского Союза, русской огненной сенсацией, и даже в годы «холодной войны» зарубежные газеты писали о нем в восторженных тонах.

Между тем сама Надежда Надеждина русской не была – она родилась в дореволюционном 1908 году в городе Вильно в еврейской семье. Причем  семье очень известной, можно сказать, знаменитой. Ее дед по матери Яков Иехилович Выгодский был уважаемым в городе врачом, писал книги на идише, после революции стал министром по еврейским делам независимой Литвы. Он погиб в 1943 году в Вильнюсском гетто.

Дочь Якова Выгодского Александра до революции окончила знаменитые Бестужевские курсы, после революции участвовала  в ликвидации безграмотности в Петрограде. Тогда же пробудился в ней писательский талант – она стала сочинять пьесы для детских театров, которые зрители принимали с восторгом. А ее трилогия «Дорога уходит вдаль» стала классикой советской детской литературы. Помню, как в школе нам читали ее на уроках внеклассного чтения чуть ли не полгода. Фамилия автора не афишировалась и только несколько лет назад я узнала, что книгу написала Александра Бруштейн. А о том, что она была матерью Надежды Надеждиной, узнала совсем недавно, после просмотра сериала «Березка».

У знаменитого хореографа был и знаменитый отец. Сергей Александрович (Израиль Моисеевич) Бруштейн – профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, считался основоположником советской физиотерапии, он основал Государственный физиотерапевтический институт и много лет им руководил.

Но ни врачом, как отец и дед, ни писателем, как мать, Надежда не стала. Она с раннего детства увлеклась танцами, и это не очень нравилось родителям. Но когда десятилетняя дочь твердо заявила, что будет учиться только в балетной школе и нигде больше, отцу и матери пришлось принять ее решение как должное.

В талантливой ученице ее наставники разглядели настоящую жемчужину, да что там жемчужину – бриллиант. Как никто другой, она могла донести смысл каждого танцевального движения, а благодаря своей пластичности совершала на сцене настоящие чудеса. И неудивительно, что сразу же после окончания Ленинградской балетной школы девушка блестяще выдержала экзамен на поступление в Большой театр.

«Мамочка, я уезжаю в Москву, я артистка балета!» – сообщила она с восторгом матери, а той лишь осталось сказать со вздохом: «Ну вот твоя мечта и сбылась». Дочь поправила мать: «Сбудется, обязательно сбудется!».

Она протанцевала в Большом почти десять лет. И в «Лебедином озере», и в «Раймонде», и в «Дон Кихоте»… Потом в 1934 году ушла из театра. Информации о семи довоенных годах Надежды Надеждиной я ни в одном источнике не нашла. А вот в войну она стала балетмейстером танцевального ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта. Ее артисты и она сама часто выезжали с концертами на фронт, в районы боев. А потом – город Калинин, работа в областной филармонии. Там и зажглась та звездочка, которая ярко засияла на творческом небосклоне Надежды Надеждиной.

А началось с того, что для постановки танцевального номера потребовался хореограф в коллектив народного хора. Надежду попросили хотя бы на время заменить ушедшего танцмейстера. Она согласилась попробовать. Первый блин оказался не комом, номер прошел на ура.

Но настоящий фурор произвел на зрителей танец «Березка» – тот самый, который стал потом визитной карточкой ансамбля. Как рассказывала сама Надежда Надеждина, родился танец так: она увидела однажды на старинной литографии хоровод, где девушки держали в руках веточки березы. В этом рисунке она и нашла идею народного танца, блестяще воплотив ее на сцене – девушки не просто ведут хоровод, они буквально плывут, как лебедушки. Секрет этого плывущего шага многие пытались потом разгадать, в Америке зрители думали, что на ногах у танцоров ролики. И вот с этим номером танцоры из Калинина выступили в Москве. Это был 1948 год. «Березке» тут же предложили остаться в столице, стать самостоятельным танцевальным коллективом. Так 70 лет назад  родился ансамбль, покоривший своим творчеством весь мир.

Надеждиной Надежда Бруштейн стала, еще будучи балериной Большого театра, – руководство балетной труппы посоветовало ей сменить еврейскую фамилию на благозвучный артистический псевдоним. Этот псевдоним стал ее фамилией на все оставшиеся годы жизни.

«Березкой» Надежда Сергеевна руководила тридцать лет – до последнего своего дня. Худенькая, стройная красавица Наденька с возрастом располнела, но продолжала так же грациозно танцевать.

Как и в сериале, были у «Березки» и ее создателя недоброжелатели.  Один из таких «друзей» заявил, что ансамбль нельзя считать русским, если им руководит еврейка. А это был конец сороковых годов и начало антисемитской кампании, развязанной на государственном уровне. Надеждину ни тогда, ни потом не тронули, но посоветовали лишний раз не упоминать о своих еврейских корнях.

В 1959 году ансамбль «Березка» удостоился Золотой медали Мира. Когда установились дипломатические отношения с Израилем, в состав культурной делегации включили в первую очередь этот танцевальный коллектив. Всего же «Березка» побывала почти в ста странах мира.

Надежда Надеждина не была обделена наградами – ей было присвоено звание Народной артистки СССР, она стала лауреатом Сталинской премии, а за год до кончины, в 1978 году, руководительница «Березки» удостоилась звания Героя Социалистического Труда – ей тогда исполнилось 70 лет.

Интересный факт: самые лучшие танцы ансамбля, которые считали народными, были созданы самой Надеждой Надеждиной – «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита»… По сути, она сотворила новый уникальный жанр – танцевальную новеллу, в которой раскрывалось все богатство русской души, русского характера. В газетах тех лет писали: достаточно увидеть один концерт «Березки», чтобы понять душу России.

После кончины Надеждиной «Березке» было присвоено ее имя. А руководить ансамблем стала ее ученица, Народная артистка СССР Мира Кольцова (Мириам Равичер), тоже еврейка по отцовской линии. В годы перестройки «Березка» выступила в Израиле на национальном празднике с танцем «Калинка», в финале которого зазвучала еврейская мелодия «Хава Нагила» – какой же восторг вызвало это у зрителей! И теперь, бывая на гастролях в этой стране, ансамбль старается добавить к русскому колориту еврейский.

В сериале «Березка» руководительницу ансамбля Надежду Светлову сыграла Лидия Вележева. Вот что сказала она по поводу этой роли в телевизионном интервью:

«У меня не было задачи быть похожей на Надеждину внешне, я старалась воплотить внутренний мир этой личности. Надеждина – женщина невероятной силы и огромной доброты, личность редкого масштаба, гордость страны и времени. Работа для нее всегда была на первом месте и за родной коллектив ее сердце болело днями и ночами».

В отличие от героини фильма, имеющей сына, детей у Надежды Надеждиной не было. Замужем она была за известным художником-графиком Владимиром Лебедевым.

Кстати, пребывание «Березки» на гастролях в США, оказывается, снимали в Москве. Московские высотки у метро «Белорусская» выступили в роли небоскребов Нью-Йорка, а одна из гостиниц столицы стала аэропортом Кеннеди. Главное же действие фильма происходит в старинном особняке Саввы Морозова в Леонтьевском переулке, ставшем для «Березки» родным домом.

Нынешний руководитель «Березки» Мира Кольцова в одном из интервью рассказала, что постоянно не устает повторять своим девушкам пожелание, которое высказала когда-то ее наставница:

«Три условия необходимы для того, чтобы быть артистом – нужно любить свою Родину, нужно любить искусство и нужно видеть своими глазами жизнь своего народа, искусство которого ты преподносишь публике».

Ирина Манойленко

Источник: «Биробиджанер Штерн»

Похожие статьи