|
Яна Любарская
Яна Любарская

Братья Бриль: «По субботам больше не работаем…»

История здесь пойдет об удивительно талантливых, веселых, образованных, чутких, доброжелательных и открытых миру, молодых людях. Они – истинные профессионалы своего дела, работающие с усердием и любовью к своей специальности и слушателям, не покладая рук и музыкальных инструментов. 

Часто говорят, что на детях гениев, природа отдыхает. Однако, наш пример – абсолютное исключение, потому что «дети» уже многие годы демонстрируют яркую индивидуальность, выдающиеся исполнительские музыкальные качества и необыкновенное трудолюбие. Эти двое регулярно собирают полные залы поклонников, а зрителя, как известно, не обманешь, он - самый честный, независимый, неподкупный судья.
Братья Дмитрий и Александр Бриль родились в Москве, в 1972 году, в семье известного музыканта, джазового пианиста, Игоря Бриля, окончили музыкальную школу им. Дунаевского, затем - училище им. Гнесиных: Дмитрий – по классу альта- и сопрано-саксофонов, а Александр – тенор – саксофона. 

В начале 1990-го года, Игорь Бриль начал развивать новый уникальный проект, а именно ансамбль - «Игорь Бриль и Новое Поколение», где выступали не только обладатели одной фамилии, но и самые разные музыканты с громкими, прославленными именами. В 1991 году Дмитрий и Александр поступают в Российскую Академию Музыки им.Гнесиных, на факультет джазовой музыки. Позже, там же заканчивают и аспирантуру. 
С начала двухтысячных, братья создают собственный музыкальный коллектив - «Bril Brothers», позвав в ансамбль коллег и единомышленников. Первый долгожданный альбом Александра и Дмитрия, выпущенный вскоре после их плотной, совместной работы, получил звучное название - «IMMERSION».

Сегодня, наши герои по-прежнему много и активно выступают, дают многочисленные концерты на больших солидных площадках и в маленьких уютных джазовых клубах страны, гастролируют по всему земному шару. Александр и Дмитрий пробуют себя и в качестве продюсеров, радуя потрясающими концертами жителей Европы, Израиля, США, участвуют в театральных постановках, являются доцентами в музыкальной Академии им.Маймонида. При этом, молодые люди играли с такими мэтрами мирового джаза, как: бассист Нэт Ривз, барабанщики Джин Джексон и Джонатан Блэйк, саксофонисты Билл Эванс и Майкл Бреккер, гитарист Джон Скоффилд, пианист и композитор Дэйв Брубек.
Что касается еврейства наших собеседников, то и тут им есть о чем рассказать читателям портала «СТМЭГИ» - оба женаты на еврейках, у обоих были поставлены настоящие хупы и оба ведут еврейский образ жизни, соблюдая Законы Торы и национальные традиции. 


  - Совсем недавно, 11 июня этого года, в Московском Международном Доме Музыки, с большим размахом прошел ваш концерт, под названием - «Bril Family: Путешествие в джаз». Удалось ли воплотить на сцене все задуманное, долго ли создавался подобный проект? 

А. - Готовились мы долго и серьезно – с октября прошлого года, но, к счастью, все удалось даже больше, чем мы ожидали: легко, с юмором, очень необычно и свежо. Наша с братом идея заключалась в том, чтобы объединить то, что кажется не объединяемым: мы решили совместить с джазом выступления эстрадных и рок звезд – наших друзей, таких, как: Андрей Макаревич, Валерий Сюткин, Алексей Кортнев, Максим Леонидов. Все согласились с большим энтузиазмом. Поначалу мы хотели сделать такую программу с каждым из них, а потом решили собрать всех вместе. На вечере прозвучали самые известные авторские песни перечисленных звезд, в джазовой обработке, а так же классические хиты джаза, в их исполнении. Конечно, немного поволновались, потому что тема – непривычная, но все же – опытные люди, профессионалы, так что - получилось весьма достойно.
Считаю важным добавить, что это был не первый наш опыт необычного сотворчества. Несколько лет назад, играли спектакль с Александром Филиппенко, который декламировал Довлатова, под исполняемый нами джаз. А чуть позже, похожий проект состоялся с Виктором Шендеровичем – «Как мы таскали пианино» - веселый спектакль, который с большим успехом показывали не только в Москве, но и провезли его с гастрольным туром по США. Шендерович читал свои авторские вещи и фрагменты из произведений Довлатова, все это накладывалось на джазовые мелодии в нашем исполнении, объединяя актеров и джазовых музыкантов. Подобного опыта совместной работы у нас достаточно, но эти эксперименты обязательно продолжатся, потому что дарят много нового, увлекательного и интересного всем участникам. 

- Сколько человек вам помогает в вашей работе? 

А. - Мы, в основном, делаем все вместе с братом, мне очень помогает жена - Мария Бриль, она тоже музыкант. В одиночку, справиться было бы очень сложно, а когда создаем что-то вдвоем, втроем, то выходит быстрее и эффективнее. Сейчас работаем над интересным проектом с человеком, с которым познакомились в синагоге на Большой Бронной, с театральным режиссером, театроведом, Борисом Петровичем Беленьким. Уже складывается спектакль – обладающая искрометным юмором пьеса, которую он нам предложил сыграть. Мы задействованы на сцене не только как музыканты, но и в каком-то роде, как актеры. Премьера состоится этой осенью, в театре им. Е.Вахтангова. 

Д. - Параллельно сотрудничаем с одним из актеров нашумевшего проекта «Квартет И». Александр Демидов предложил нам совместный спектакль, который проходит, как творческий вечер, где он читает стихи и поет песни. Мы посовещались все вместе и решили добавить туда джазовой тематики, благо, как Александр сообщил выше, такой опыт у нас имелся. Премьера состоялась 25-го июля, в клубе Андрея Макаревича, причем - с большим успехом. Барух Ашем, сможем в ближайшее время позвать всех друзей на следующие показы этого интереснейшего проекта. Так же в ближайших планах-   «Клейзмер –джаз» - новая задумка, при участии легендарного Даниила Крамера. В наш совместный концерт мы вводим еврейские клейзмерские мотивы, в джазовой обработке. Попытаемся рассказать широкой публике, что такое музыка местечек, с добавлением современных ноток. 

- Традиционный вопрос. Какова роль отца, в вашем развитии, становлении, в выборе дела всей жизни? Можно ли называть его вашим педагогом, наставником, примером?

Д. - Постараюсь сообщить «дозволенное» для прессы. ( смеется * ) Дело в том, что отец стал нашим учителем не сразу. Мы с братом, познакомились с ним серьезно, лишь в наши 15 лет. У Игоря Бриля cуществовал свой ансамбль, при этом, он возглавлял кафедру Академии им.Гнесиных, кафедру училища им.Гнесиных, как видите, был очень занятой человек. Но конечно, влияние его – неоспоримо, и те его изумительные концерты, на которых мы с Александром присутствовали, а нас довольно часто водили на его выступления, здорово повлияли на нас в выборе профессии. И годам к 6-7, мы с братом поняли, что хотим быть исключительно джазовыми музыкантами и больше никем, выступать именно на тех инструментах, на которых мы сейчас и играем. Это упростило задачу, потому что наши одноклассники определялись с выбором специальности гораздо позже, некоторые к 10-му классу, а нам было гораздо легче. 

А. - С отцом начали сотрудничать с 19 лет, выступая в ансамбле «Игорь Бриль и Новое поколение», так назвал его папа. Это было для нас крайне ответственное задание – соответствовать и не подвести, и самое главное, очень не хотелось, чтобы наши коллеги – музыканты решили, что это – наш промоушен. Отец сам безумно стеснялся любой протекции, и мы, понимая это, регулярно доказывали, что мы – лучшие, выкладываясь на концертах по-полной! Кажется, у нас это получилось. Мы выступали вместе долгое время, объездили много стран, приняли участие в массе конкурсов и фестивалей, осуществили ряд личных проектов, и продолжаем до сих пор, время от времени, играть втроем. 

- Знаю, с некоторых пор, к вашей музыкальной жизни, присоединилась и еврейская? 

Д. - Еврейская духовная жизнь появилась лет 10 назад и очень дисциплинировала нас с Александром. В рамках этого, нам с ним выпало счастье изучать серьезную литературу по иудаизму, учиться у мудрых людей, от раза к разу все лучше понимая, что заповеди Торы нужно соблюдать. Когда речь коснулась соблюдения шаббата, то для нас с братом это стало одним из тяжелейших испытаний, ведь в основном, все концерты музыкантов, гастроли, туры с выступлениями - попадают на пятницу или субботу. Были мысли, что стоит начать соблюдать, от нас сразу откажутся работодатели, за нас не возьмется ни один менеджер, потому что ему это вскоре станет невыгодно. Поэтому, сначала для нас данный шаг был крайне сложен, но мы сумели это понять и принять. Было время, когда мы здорово потеряли в деньгах и немного перепугались, когда стали зарабатывать меньше, но возвращаться назад, к прежней жизни уже не имели права. Полагаться на В-всевышнего — это тоже большое испытание . Но если в Торе есть закон, значит за этим стоит определенное благословление, браха, значит нужно лишь немного подождать, пока она начнет действовать, и станет полегче. Если облегчение долго не приходит, это удваивает твое испытание, и важно набраться еще большего терпения, искать возможности зарабатывать в другие дни. 

- Вы на сцене – почти все время рядом. Тяжело ли постоянно так тесно работать с близким родственником? 

А. - С братом выступать не сложно, на сцене мы гармонично дополняем друг друга. Если так вышло, что играю один, могу взять другого музыканта, но заранее знаю, что с ним будет сложнее. У нас с Дмитрием – удивительно отточенный и слаженный дуэт, как бы это пафосно ни звучало, понимаем друг друга с полуслова. Он только посмотрел, а я уже все понял, и это не пустые фразы. Мы 25 лет на профессиональной сцене, а до этого - жили вместе бок о бок, с самого рождения, это откладывает отпечатки в творчестве. 

- Как проводите это лето? 

А. - Последние 20 лет проводим отпуск в одном и том же местечке под Ригой, там находятся наши друзья и родственники – это обжитая и любимая локация, в этом плане мы консервативны. Собираемся отдохнуть, а дальше – концерты и спектакли.
- Вы с братом двойняшки или близнецы, путали ли вас в детстве? 

Д. - Близнецы. Сейчас нас различают, а раньше путали здорово, но мы этим не пользовались. Чаще всего, журналисты у нас любят спрашивать – «А вы экзамены друг за друга сдавали?» - «Нет, не сдавали», - обычно отвечаю я, - «потому что ни я ничего не знал, ни брат ничего не знал.» ( смеется* ). И женами мы тоже не менялись! Так и напишите...

Похожие статьи