|
Гарри Канаев

Капелла веры

Бессменный дирижер мужского еврейского хора Александр Цалюк – о решении Михаила Горбачева, судьбоносной встрече за кулисами и выступлении в Карнеги-холле.

– Александр, история вашего хора поистине уникальна!

– В 1988 году в Москву впервые приехал главный кантор синагоги на Пятой авеню Йозеф Маловани  – профессор Yeshiva University. Вместе с  ним визит в  нашу столицу совершил раввин нью-йоркской синагоги Park East Артур Шнайер. К  ним присоединились несколько филантропов и  бизнесменов, а  также директор американской организации «Джойнт» Ральф Гольдман. Вместе с раввином Адольфом Шаевичем они отправились на прием к  Михаилу Горбачеву с  предложением воссоздать в  полном объеме еврейскую жизнь Москвы такой, какой она была до революции 1917-го. Горбачев отнесся к идее без энтузиазма. Тогда Маловани спросил, можно ли начать хотя бы с  музыки, с  возрождения в  Хоральной синагоге мужского хора, существовавшего в ее стенах еще до революции и носившего гордое звание лучшего синагогального хора Европы. К этой идее генсек отнесся благосклонней. Так и было принято решение воссоздать хор.


Я  тогда учился в  музыкальном училище при Московской консерватории, а  мой дедушка много лет вел молитвы в  малом зале синагоги, где собирались пожилые прихожане. Именно он представил меня раву Адольфу Шаевичу и  предложил в  будущем использовать мои знания, умения и навыки в этом проекте. И осенью 1989 года, в свои 19 лет, я попал в Московскую хоральную синагогу, где был со временем организован мужской еврейский хор.

– Коллектив достаточно быстро обрел известность в  еврейских кругах Москвы, и вы отправились покорять Европу, причем довольно успешно…

– Возвращение этой части еврейской культурной жизни Москвы действительно стало значимым событием. Вскоре наши ряды пополнились профессиональными певцами, которые с  детства увлекались хоровым пением. Мы с коллегами свободно читали с  листа, могли в  кратчайшие сроки освоить любой репертуар. Нас полюбили на Западе как нечто особенное. Почему? Потому что, к примеру, в США существовало немало коллективов, но любительских, где люди пели для удовольствия. Наш же хор состоял из мастеров своего дела, имеющих классическое музыкальное образование, чем сильно отличался от зарубежных аналогов. А что касается гастролей по Европе, то на память приходит выступление хора в  Большой синагоге Копенгагена. На концерте присутствовала королева Дании, и через несколько дней она пригласила нас к себе на прием.

– Не могу не задать вопрос о  вашей первой встрече с  легендарным Михаилом Александрóвичем.

– Шел 1993 год, мы выступали на фестивале канторского пения и  клезмерской музыки в Мюнхене. Закрыв первое отделение, отправились отдыхать. Вдруг в антракте к нам за кулисы заходит пожилой человек, здоровается и  говорит: «Я  – Михаил Александрович». Можете представить наше состояние... Помню, он был весь в слезах от счастья, так ему понравилось наше исполнение. И  тут же предложил нам выступить во втором отделении вместе. То есть экспромтом! Сначала, без предварительной репетиции, это казалось абсолютно невозможным, но легендарный певец убедил нас, что всё получится. Произошла абсолютно космическая история! Мы с ним вышли на сцену, начали петь, и  появилось удивительное ощущение, будто делаем мы это в  таком составе всю жизнь. Исполняли музыку в тот вечер с  неподражаемым трепетом – музыку, не тронутую временем и  выученную нашим коллективом по уникальным сохранившимся записям. По завершении номера зал взорвался несмолкаемыми аплодисментами, у многих в глазах стояли слезы, атмосфера была неописуемая. Так мы познакомились и подружились с Александровичем. Потом он поделился мечтой, что давно хочет приехать в  Москву и  выступить в  Большом зале Консерватории, где в прежние времена давал огромное количество концертов, будучи фаворитом Сталина. На найденные с огромным трудом средства мы привезли его в столицу, поселили в гостинице «Арбат» и 26 мая 1998 года провели с ним концерт в  Большом зале Консерватории, любительская запись концерта сохранилась. Целое отделение мы посвятили духовной музыке, а затем Михаил Давидович порадовал слушателей своим выступлением с  клезмерским ансамблем «Мицва». Ему тогда исполнилось 84 года! С двумя слуховыми аппаратами эта мощная фигура держалась перед публикой совершенно изумительно, сохраняя молодой, не тронутый возрастом и  временем голос. Зал купал его в бурных овациях, так Михаил Давидович прощался со сценой…

– В 2016  году в  биографии хора произошло знаменательное событие – вместе с Тамарой Гвердцители вы выступили в Карнеги-холле. С каким репертуаром ездили?

– К 80-летнему юбилею мамы артистки мы решили записать CD-диск на идиш. Прослушали массу соответствующих песен, около 300  сочинений. Я  приносил для этого свои диски, катушки, оцифрованные кассеты, дедушкины патефонные пластинки. Перерабатывая весь этот материал, долго и мучительно выбирали достойные композиции. В  результате оставили 15 песен, из них точно решили записать 12. В итоге Московский симфонический оркестр, Тамара Гвердцители и мужской еврейский хор записались на «Мосфильме», в  лучшей студии страны. Так у  нас появился новый репертуар, с которым мы и отправились в Америку.


– Александр, в следующем году капелле исполнится 30 лет. Желаем вам достойно встретить этот юбилей, а мы – ваши поклонники – с нетерпением будем ждать большой концертной программы.

– Всегда рад видеть вас в  зрительном зале!

Справка

Александр Цалюк родился в 1970 году в Москве. Художественный руководитель и дирижер Московской мужской еврейской капеллы. Окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского. С 1994-го руководит международным хором «Московская оратория». Доцент, зав. кафедрой хорового дирижирования в Государственной классической академии им. Маймонида (2010–2016). Сайт: www.hasidic-cappella.com.

Похожие статьи