|
Йосси Тавор

Юрий Башмет: «К дирижерам я относился негативно»

С одним из самых, казалось бы, неблагодарных инструментов — альтом, Юрий Башмет изменил мир сольного исполнительства.

– Юрий Абрамович, образно говоря, много лет назад вы вывели альт из оркестра за ручку, как гениального ребенка, на которого никто не обращал внимания, – и  поставили его перед оркестром. С той поры он так и  играет, а  весь мир наслаждается его чарующим звуком и затаенными возможностями. 

– Кривляться не буду – я  сделал немало. Точнее, сам альт меня сделал. Но и  историческая почва была хорошо подготовлена. Замечательный парижский скрипичный мастер Этьен Ватло когда-то сказал мне: «Твой альт замечательный, но не лучший в мире, а вот ваш альянс дает неподражаемый результат, поэтому никогда не изменяй своему инструменту». 

Наверное, я  еще и  счастливчик. Меня приглашали для выступлений на известнейших концертных площадках — в  Карнеги-холле, Ла Скала, Сантори-холле,  — и  я вошел в их историю как первый исполнитель сольных альтовых концертов. Кстати, и в нашем Большом зале Московской консерватории тоже. Это сыграло роль в моем большом исполнительском будущем. 

– Первый альт вы купили на деньги, собранные игрой на гитаре? 

– На треть. Остальное добавила мама, которая не хотела, чтобы я  в школьные годы подрабатывал игрой на гитаре, которой увлекся больше, чем альтом. И  это словно о моей маме знаменитый педагог Петр Соломонович Столярский, основатель первой в СССР музыкальной школы для одаренных детей, сказал: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». 

– Для вас писал изумительный композитор – Гия Канчели. Как-то я  спросил Гию Александровича: «Почему вы так много пишите для альта?» И получил совершенно неожиданный ответ: «А назовите мне еще более грустный инструмент, чем альт?». 

– Очень в  стиле Канчели! Дело в  том, что возможности альта гораздо шире, чем у  скрипки или виолончели. Музыканты говорят, что альт находится между скрипкой и  виолончелью. Я бы поспорил. Считаю, есть центр – альт, а  вокруг него скрипочка и виолончель. На итальянском альт  – viola, скрипка  – violino, то есть маленький альт, а виолончель – violoncello, большой альт. У всего свои исторические корни! 


Зимний фестиваль Башмета. Спектакль «Не покидай свою планету», 2019 год

– 1985-й. Вы создаете камерный ансамбль «Солисты Москвы», начинаете дирижировать... 

– В принципе, я  к дирижерам до того момента относился негативно. 

– Почему? 

– Потому что они, как правило, партитуру сольного концерта знали гораздо хуже, нежели партитуру симфонии. Не хочу, конечно, обижать всех абсолютно дирижеров, встречались и  внимательные к  оркестровому аккомпанементу. 

Со мной же всё случилось банально просто. На фестивале во Франции, в Туре, не оказалось дирижера. Это был Валерий Гергиев, который по какой-то важной причине не смог приехать и  продирижировать студенческим оркестром. Менеджер обратился ко мне. Я опешил – ведь никогда не стоял за дирижерским пультом, но он убеждал, что у  меня всё получится. Студенты, говорит, тебя любят и  будут делать всё, что скажешь, музыку-то ты знаешь. После первой же репетиции я понял, что этот «яд» попал в мою кровь и мне очень хочется дирижировать. Концерт прошел тогда успешно, но каким образом я  достиг успеха, сказать не могу. (Улыбается.) 


Встреча с музыковедом Манаширом Якубовым

– По-видимому, не всегда нужна мануальная техника, скорее  уж – эмоциональность и харизма. 

– Да, пожалуй, но техника тоже нужна. Без нее никуда. 

– Кстати, вы брали у  кого-нибудь уроки по дирижированию? 

– Нет. Я  всегда смотрел и продолжаю смотреть на то, как это делают дирижеры, и говорю себе: вот так я никогда делать не буду. Но и смотреть на себя в  видеозаписи тоже не могу. (Смеется.) 

– Поговорим о  наследии. Скажите, альтисты нового поколения – они есть? 

– Да, есть амбициозные в  хорошем смысле слова молодые люди, которые понимают, что с  этим инструментом можно стать мировой звездой. У  них высокий уровень владения альтом, и их пять-шесть человек. Главное – как сложится их карьера, судьба. Есть нахальные и владеющие инструментом, но пустые, а  есть музыканты с  драгоценной душой, но недостаточно артистичные, скромные. Я вижу будущее за ними. 

– Это будет непросто, вы высоко подняли планку… 

– Да, причем так, что дай Б-г мне самому до нее ежедневно дотягиваться! 

– Огромное спасибо за интервью! 

– Надеюсь, мы встретимся еще и  в  Израиле  – в  теплой, красивой, доброжелательной стране, куда я  всегда приезжаю с большим удовольствием.



Справка

Юрий Башмет родился в 1953 году в Ростове. Советский и российский альтист, дирижер. Окончил МГК им. Чайковского по классу альта (1976). Профессор. Народный артист СССР. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Лауреат премии «Грэмми» (с оркестром «Солисты Москвы», Лос-Анджелес, 2008). С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Похожие статьи