|
Эфрат Шалем

Евреи Салоников: «Мы помним наше испанское прошлое»

Новый центр в греческом городе станет спасательным кругом для небольшой общины потомков иберийских изгнанников.

Через 500 лет после того, как они были изгнаны из Испании, и через 80 лет после того, как их почти уничтожили в Холокосте, небольшая община сефардских евреев, живущих в греческом городе Салоники, вспоминает свое прошлое, чтобы защитить будущее.

28 июля еврейская община Салоников подписала с Институтом Сервантеса испанского правительства  соглашение о создании небольшого центра, где люди будут обучаться современному испанскому языку, а также узнают о сефардской культуре и все еще разговорном языке испанских евреев-изгнанников — ладино. Идея в том, чтобы найти баланс между преподаванием современного испанского и сохранением ладино, сообщает британская Guardian. 

Многие испанские евреи прибыли в Салоники в 1492 году, после их изгнания королем Арагона Фердинандом и королевой Кастилии Изабеллой, тогда город принадлежал Османской империи. «Община была построена евреями из Испании — из Толедо, Гранады и Севильи», - рассказал Дэвид Салтиэль, президент еврейской общины г. Салоники. 

Община процветала на протяжении веков, но была близка к полному уничтожению, когда нацисты депортировали и убили более 90% еврейских жителей города.

После Холокоста осталось 1500 евреев, сегодня еврейская община Салоник сократилась примерно до 1200 человек. «Но мы помним наше испанское прошлое и хотим сохранить наши традиции».

В соответствии с соглашением община предоставит помещения, поделится воспоминаниями и традициями, а Институт Сервантеса предоставит учителей и экспертов по современному испанскому и ладино.

Хотя проект ориентирован на детей и еврейскую молодежь, он будет открыт для людей всех возрастов и вероисповеданий.

Кристина Конде де Берольдинген, директор Института Сервантеса в Афинах, сказала, что эта инициатива призвана помочь сохранить сефардскую культуру и язык. «После Холокоста многие из выживших переехали в Израиль, так Салоники утратили часть истории и национального колорита», — объяснила она.

Но, как сказал президент общины, испанский язык возвращается в Салоники спустя 500 лет. Мы хотим вернуть это наследие городу: выходило много газет на ладино, так что самое время покопаться в архивах».

Ладино, добавила директор института — напоминает как об изгнании иберийских евреев, так и о том, как люди говорили по-испански 500 лет назад. Это язык Дон Кихота, это язык, обогащенный лексикой из наречий стран, через которые проходили изгнанные евреи: турецкого, греческого, французского, итальянского, а также из иврита.

Речь идет не только о выживании сефардской общины города, но и о прошлом Европы. «Греки могут узнать о нашей истории, потому что это и часть греческой истории, — сказал Салтиэль. — Мы здесь уже 530 лет. Мы потеряли 97% общины во время Холокоста, но мы все еще здесь, и мы собираемся продолжать и показать всем, что эта испано-еврейская община жива, все еще говорит по-испански и будет жить дальше».

Похожие статьи