|
Мария Якубович
Мария Якубович

Крепкий рассол еврейства от Сета Рогена

Сегодня на HBO Max выходит фильм Сета Рогена An American Pickle – «Американский рассол», в русском варианте — «Американский огурчик», снятый в жанре магического реализма. Этому предшествовал скандал, подтолкнувший пиар-кампанию фильма.

Роген, как язвили журналисты, «солил» фильм шесть лет в качестве актера и продюсера. Сценарий написал Саймон Рич по собственному рассказу. Брэндон Трост, оператор в среднебюджетных фильмах, дебютировал как режиссер.

38-летний Сет Аарон Роген сделал карьеру, сыграв настоящих шлемазлов или, как пишет Элисон Соммер в Haaretz, еврейских укурков, в комедиях Knocked Up (русский прокат – «Немножко беременна»), Pineapple Express («Ананасовый экспресс: Сижу, курю»), This is the End («Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски), The Interview («Интервью»), Long Shot («Та еще парочка»). Поэтому здесь его роль выглядит довольно неожиданно. «Хотя «Американский рассол» вряд ли можно назвать «Ричардом III», здесь сыграна более серьезная роль, чем во многих типичных ленивых комедиях Рогена» – пишет Джордан Хоффман в The Times of Israel.

Причудливый сюжет — классическое путешествие во времени — высмеивает хипстерские ценности и увлечение соцсетями, одновременно затрагивая серьезные темы памяти, горя и неприятия религиозного наследия. «Несмотря на малое количество действующих лиц, нелепую фабулу и худший за последние годы «фальшивый Нью-Йорк», фильм имеет свое очарование как еврейская басня магического реалиста», — пишет Хоффман.

Гершель Гринбаум, которого играет Роген, в нищем восточноевропейском местечке «Шлупске» роет в грязи канавы сломанной лопатой и женится на девушке слишком бедной, чтобы купить копченую рыбку. Они, как персонажи Шолом-Алейхема, страдают с улыбкой, мечтают о светлом будущем для потомков через сто лет, а пережив казачий погром, бегут в Америку. Гершель занимается потравкой крыс на бруклинской фабрике по засолке овощей — тогда это было популярной еврейской профессией. Однажды он падает в чан с рассолом и «засаливается» тоже на сто лет.

 

Еврейский Рип Ван Винкль становится в современном Бруклине чудом науки. Врачи находят его правнука Бена, находящегося в том же возрасте, что и его пращур в момент попадания в рассол (его, разумеется, тоже играет Роген).

Интроверт и создатель социальных приложений, Бен живет один, родители погибли; у него остались средства, чтобы не стесняться показывать свои идеи инвесторам, но из этого ничего не выходит. Гершель впечатлен своим потомком (Бен владеет 25-ю парами носков!), но глубоко разочарован тем, насколько иудаизм второстепенен в его жизни.

Множество сцен происходит с чтением Кадиша на забытом еврейском кладбище, за рекламным щитом с русской «казачьей» водкой. Старший Гринбаум, привыкший к действию, действует: убирает щит, зарабатывает на изготовлении соленых огурцов.

В финале происходит трогательное и чрезвычайно еврейское примирение в синагоге, а Бен обретает крепкую память о родителях и личную связь с религией своего народа.

Фильм начал сниматься в Питтсбурге в октябре 2018 года, всего через два дня после того, как там в синагоге «Древо жизни» расстреляли одиннадцать прихожан. «Мы должны были начать съемки в понедельник, а стрельба произошла в шабат. Я был примерно в миле от синагоги, когда это произошло. Я помню, что думал: собираюсь сделать свой самый еврейский фильм и, возможно, один из самых еврейских фильмов вообще, после самой жестокой антисемитской атаки в истории Америки и в том городе, где она произошла. Было ощущение, что теперь стало гораздо важнее снять этот фильм. И единственный мой страх заключался в том, что фильм окажется недостаточно еврейским», — сказал 27 июля Роген Марку Марону в его подкасте WTF.

Родители Рогена познакомились в кибуце Бейт-Альфа на севере Израиля. «Отец из Нью-Джерси, где бабушка и дедушка держали продуктовую лавку, а мама из Ванкувера — два юных хиппи, мечтавшие выбраться из своих городов. Мой папа действительно жил бы в кибуце вечно и все еще говорит об этом. Он социалист, и я был воспитан на социалистических идеалах. Думаю, он до сих пор сожалеет о том, что покинул кибуц. Но он счастлив, потому что женился на маме», — рассказал Роген Марону.

Во всем этом есть некое экстра-кинематографическое значение, учитывая скандал, случившийся во время пиар-кампании фильма.

В том же подкасте сначала обсуждался «Американский огурчик», а затем Марон завел легкий шутливый разговор об эмиграции евреев после Холокоста в разные страны. Роген ответил: «Я думаю, это лучшая стратегия... Вы не держите всех евреев в одной корзине. Хорошо жить в месте, которое не является частью христианского апокалиптического пророчества; о котором христиане не думают, что там вы все должны умереть, чтобы случился апокалипсис.

...Если это сделано действительно для сохранения еврейского народа, то данное решение не имеет смысла, потому что вы не храните в одном месте то, что пытаетесь сохранить, особенно когда это место оказалось... довольно нестабильным. Вспомним шутку: “Чтобы сохранить эти вещи в безопасности, я собираюсь сунуть их в свой блендер и надеюсь, что это лучшее место”».

Роген пошутил и о своих еврейских школах и еврейских летних лагерях «Ха-Боним Дрор», которые стремятся «привить еврейским подросткам цель родить много евреев», и сказал, что его сестра и многие близкие друзья нашли в этих лагерях свое счастье.

Но назавтра неосмотрительный Роген обнаружил, что перед выпуском своего самого еврейского фильма смертельно разозлил часть своей целевой аудитории. Со стороны сторонников сионизма поднялась бурная волна осуждений. Больше того, крайне левый антисионистский ресурс Mondoweiss тенденциозно подал эти высказывания под сенсационным заголовком, и Сета Рогена в Твиттере стали защищать ненавистники Израиля, принявшие его за своего единомышленника. Тщательно подобранные в Mondoweiss цитаты не только проигнорировали юмор интервью, но и упустили из виду, что оно стало за последнее время самым глубоким погружением в еврейскую идентичность среди селебритиз.

Мама Сета Рогена получила возмущенное письмо председателя Еврейского агентства Ицхака Герцога на официальном бланке, разволновалась и потребовала, чтоб сын связался с Герцогом и извинился. Роген — хороший еврейский сын. Он поговорил с Герцогом по зуму, после чего тот твитнул: «Была откровенная беседа с Сетом Рогеном, он ясно дал понять, что его недавний комментарий об Израиле представляет собой шутку и не противоречит его четкому убеждению в праве Израиля на существование».

«Честно говоря, я думаю, что моя гордость за то, что я еврей, и насколько глубоко я идентифицирую себя как еврей, дает мне право говорить о еврействе без сверхсерьезного отношения. То, что я сказал, было вырвано из контекста, и если я бы это прочел вне контекста, я, вероятно, тоже был бы обижен. Но это совершенно не так», — говорит Сет Роген, только что выпустивший свой самый еврейский фильм.

Похожие статьи