|
Александр Шундрин
Александр Шундрин

У истоков еврейского театра

У истоков еврейского театра

Еврейский театр — величественный и нежный, возвышенно-трагический и пронзительно-смешной… Еврейский театр — о, он куда больший, чем сами подмостки. Еврейский театр — да это сама жизнь!.. Такой разный и — узнаваемый всегда. И старый, как мир…  

В начале был…

В начале был пуримшпиль. Но это, впрочем, в Европе. И 600 лет тому назад, когда по всему Старому Свету разъезжали христианские вертепы с рождественскими действами, в Италии, Испании и в некоторых других европейских странах шли уличные театральные представления, основанные на иудейских религиозных сюжетах. Играли события, что случились еще за пять веков до н. э. Примерно тогда, когда впервые театральные элементы вмешались в религиозные церемонии в самой Древней Иудее. Например, в церемонии переноса Ковчега Завета в Иерусалим.

И все же театр — такой, каким он был в античной Греции, а потом и в Европе, — в Палестине не приветствовался. Давление всесильного рока, господствующие страсть и чувственность языческого мира, а также «учение» о катарсисе были, разумеется, чужды, не приемлющему натурализма и верующему в единого Бога народу. Увлечение же театром в некоторые еврейских кругах весьма осуждалось законоучителями-талмудистами. (Любопытно отметить при этом, что знаменитый царь Ирод Великий, построил большой театр в Иерусалиме). Так продолжалось почти два тысячелетия. И лишь на излете Средневековья евреи начинают представлять собственные действа, героями которых становятся шуты. Или по-еврейски — лецы. И уж потом приходит пуримшпиль.   

Пуримшпилем вначале называли действо, посвященное исключительно событиям Пурима. Но уже вскоре так стали называть все представления на иврите и идише — не только поставленные на религиозный сюжет, но и имеющие вполне светское содержание. Однако пройдет еще несколько веков, прежде чем появятся первые театральные труппы, в спектаклях которых будет звучать музыка, а первые находчиво-созданные декорации будут восхищать доверчивого зрителя.      

Кстати говоря, как таковой, жанр пуримшпиля дожил и до наших дней. В этом стиле — нынче зачастую весьма преобразованном и модернизированном — выступают труппы уже не только на подмостках старушки Европы, но и по всему миру. 

Однако, как говорится, не единым пуримшпилем… Новые времена требовали и новых героев. И среди них были уже не только библейские Аман и Артаксеркс, но и… Словом, их звали бродеры.   

Их звали «бродеры»  

Своим именем новые бродячие труппы «бродерзингеров», что выступали на просторах Румынии и Галиции, Литвы и Волыни, Венгрии и Польши были обязаны еврейскому местечку Броды на территории Восточной Галиции. То были самые первые и весьма отчаянные смельчаки, что решились в коротких пьесах и скетчах представлять евреев с комической стороны. Во второй половине  19 века пародии и имитации на идише звучали на постоялых дворах, в ресторанах и на свадьбах. Маленькие коллективы, состоявшие порой всего лишь из 3-4-х человек, неустанно и весело импровизировали в прозе и исполняли лирические и сатирические песни собственного сочинения.

Abraham_Goldfaden_in_London.jpg
Авраам Гольдфаден

Самым знаменитым европейским бродерзингером был, бесспорно, Берл Маргулис — статный красавец, игравший на скрипке и сочинявший остроумные стихотворные диалоги. Положенные им же самим на музыку, они стали известны всей Европе, а некоторые дожили и до наших дней. Сам Берл Маргулис, взявший псевдоним Бродер, и вошедший в историю прежде всего как странствующий народный певец, прожил долгую жизнь, оставил потомство и заложил основу профессионального еврейского театра. А театр этот впервые возник в румынских Яссах — с легкой руки поэта, драматурга и режиссера Авраама Гольдфадена, занявшего в первых представлениях артистов маленькой труппы Берла Бродера. Его спектакли игрались на идише, и этому театру, еврейским актерам и их душам, посвятил свой самый объемный (хотя и не самый выдающийся) роман классик еврейской литературы Шолом-Алейхем. Он назвал его «Блуждающие звезды». Но об этом в следующий раз. 

 

Похожие статьи