Супруги Мушаил и Лея Дадашевы проживают в г. Беэр-Шеве, они оказались интересными собеседниками. Меня поразило, с каким уважением они относятся к Светлой памяти известного предка, который оставил яркий след в истории горско-еврейского народа.
Для себя они поставили цель достичь исправления всех неверных фактов, ранее опубликованных в печати об Аврааме бен Натане. А также они составили и восстановили генеалогическое древо родословной семьи Дадашевых.
Родословие – это неотъемлемая составляющая истории каждой семьи, каждого человека. К сожалению, чаще всего история семьи, происхождение рода и фамилии сокрыто в глубине веков, и не сохранено в человеческой памяти. Какие-то факты семейной истории специально скрывались или умалчивались родственниками во благо потомков во времена Советской власти. Хотя в последнее время многие архивные документы стали доступными для исследователей.
Мушаил Дадашев пришел на встречу с небольшой папкой с копиями документов и несколькими черно-белыми фотографиями. На одной из них - Авраам Натан, худощавый мужчина, одетый в черкеску, на другой - его сын Юсуф. На третьей - уникальное фото: рабочие рыбных промыслов "вәтәгә" (на джуури).
Трудно представить, что этот скромной и благородной внешности человек был одним из богатейших на Кавказе людей до революции. Владелец виноградных плантаций, рыбных промыслов, заводов, пяти нефтяных вышек в Баку и совладелец, а затем и владелец акционерного общества «Ахундов-Дадашев».
- Авраам Дадашев, - начинает свой рассказ Мушаил, - это живая легенда, меценат с большой буквы, который занимался благотворительностью на протяжении всей своей жизни. Мне хотелось бы рассказать о нем и его семье. Авраама дед - Рувин бен Яагу - родился и жил в Иране. Он успешно занимался торговлей и считался одним из богатых евреев того времени, его называли Хан-Дадаш.
Рувин - отец пятерых детей, Натана, Муни, Авшалума, Амнона и Салимхад. Но все своё состояние он оставил старшему сыну Натану. Тот в свою очередь поделил наследство между братьями и членами семьи, среди которых были и племянники Натана: Ифраим (мой прадед по материнской линии), Пинхас-ага, Манашир-ага и др. Они приумножили свои богатства, скупив земли в селениях Нюгди, Мюшкюр и в Дербенте.
Натан бен Рувин имел обширные связи за границей и через "шалияхов" неоднократно посылал деньги в Эрец Исраэль. На его деньги была построена синагога в Иерусалиме, которая была разрушена во время войны с Иорданией. Супругой Натана была Милько Пейсахова, в их семье родилось четверо детей: Авраам, Шаул, Шальми и Мирьён (жена Биньямина Эмануилова).
Авраам Дадашев был женат на Хивит – дочери Манашира Дадашева и внучке Хануко Ханукаева. У них было тоже четверо детей: сын Юсуф и три дочери; Одессо – супруга Нисона Ханукаева, Ахсо – супруга Арона Акиваева и Шифро – супруга Пейсаха бен Эльканана Сабаева. Единственный сын Юсуф был женат на девушке Ливго Гилиловой из Еврейской Слободы (Кубы) – дочери раби Ифраима.
Интересно, как Мушаил описывают сцену посещения Дербента российским императором Николаем II. Его прадед Авраам, купец Первой гильдии, дружил с императором и неоднократно ездил к нему в Петербург. Он отвез ему на день рождения план здания в форме буквы "Н" (ныне в нем располагается административный корпус завода "Электросигнал"), которое было выстроено для детского дома в 1913 г. А взамен Николай II подарил Аврааму рыбные промыслы на Каспийском море, протяженностью 60 км в сторону Махачкалы и 60 км в сторону Баку.
Хотя у А. Дадашева ранее были две "стрелки для ловли рыбы" на Каспийском море. "Стрелку № 1" для ловли осетровой рыбы он приобрел в 1903 г., но через два года продал её переехавшему в Порт-Петровск (Махачкала) купцу Борису Израиловичу Зельдесу. "Стрелку № 2", тоже приобретенную в 1903 г., он подарил в 1905 г. своему другу Хануко Авшалум-Оглы Ханукаеву.
Историческая встреча, приезд российского императора Николая II, произошла в Дербенте в 1913 г. На встрече присутствовали Сафтар Ахундов, Авраам Дадашев, братья Ханукаевы, семья Фараджевых и др. богачи Дагестана.
Будучи мудрым и предприимчивым человеком, патриотом и сионистом, Авраам Дадашев видя, как бурно развиваются революционные события в России, неоднократно ездил в Эрец Исраэль. Он скупил недвижимость и плантации, а также делал щедрые пожертвования для своих собратьев в Эрец Исраэль.
В 1922 г. Авраам зафрахтовал корабль с 300 пассажирами в порту г. Батуми, который направлялся в Турцию, а затем в Эрец Исраэль. На этом корабле были и родственника Авраама. Его преднамеренно выдали чекистам свои же люди, чтобы завладеть его имуществом. При аресте у него конфисковали саквояж с полутора кг драгоценностей. Чувствуя опасность, он успел передать документы на недвижимость своей двоюродной сестре - Авшаг Дадашевой. Она до конца своей жизни хранила документы и купчую на недвижимость Авраама. Похоронена Авшаг на Масличной горе в Иерусалиме.
Когда его арестовали, за любимца народа «Оврогьома Нетена Мюшгуьри» в древнем городе Дербенте неоднократно проводились акции протеста с просьбой освободить его из-под стражи. Дошли сведения об аресте крупного промышленника А. Дадашева, добровольно отдавшего всё свое имущество (заводы, дома, рыбные промыслы, нефтяные акции и плантации) Советской власти, и до начальника НКВД Феликса Дзержинского. Через некоторое время Авраама отпустили домой.
После возвращения Авраам жил с семьей своего сына Юсуфа в доме из 8 комнат и большим садом по пер. Свободы №15.
До того как он предпринял попытку уехать в Эрец Исраэль, вместе с сотрудниками НКВД посетил банк и самолично передал им три сумки с золотом и деньгами. Когда у него спросили, есть ли у вас ещё припрятанное золото, он молча показал на жену, невесту и дочерей. Мол, вон на женщинах, что если хотите, забирайте и это.
Скончался известный промышленник-миллионер в Дербенте в 1935 году. На его похороны пришли почти все жители древнего города, чтобы провести в последний путь достойного сына своего народа. Люди помнят его благородные дела: пожертвования малоимущим семьям, синагоге, больнице и городу.
Одним из важных мицвот, которые делал Авараам Дадашев, были свадьбы для горско-еврейской молодежи. Многие из молодоженов в знак благодарности брали себе фамилию мецената. Так среди народа появились десятки семей Дадашевых, потомки которых считают себя его родственниками.
В конце нашей беседы я спросила у Мушаила:- Вам не обидно, что до вас, прямых потомков, не дошли несметные богатства вашего знаменитого деда?
На что мне правнук Авраама ответил:- Наш прадед был необычайно скромным человеком и никогда не вёл себя высокомерно по отношению к людям. О его доброте, образованности и характере люди складывали легенды. Самое главное, что он оставил после себя – это свое благородное Имя, а также самое дорогое наследие: своих детей, внуков, правнуков и праправнуков, которые проживают в настоящее время в разных странах мира и гордятся тем, что являются его потомками и продолжают его благородные дела!