Многим читателям сайта хорошо известна фотография, сделанная на открытии горско-еврейской школы. На фотографии девять человек.
Яшагъе и Ифраим были потомками знаменитого рода Амора Равви. Яшагъе был главным раввином Дербента до 1918 года, руководил ешивой при синагоге Дербента с 1901 года и, несмотря на протесты многих раввинов, добился официального разрешения на открытие светской школы для кавказских евреев с преподаванием на русском языке. И по примеру Дербентской, подобные школы начали появляться в других городах Кавказа, где были еврейские общины. В этих школах училась почти вся еврейская молодежь Восточного Кавказа. Яшагъе Раввинович был прогрессивным и образованным человеком, ездил в Польшу на конгрессы раввинов. Из этих поездок привозил книги на иврите и на русском языках и распространял их среди учеников. А при школах он организовал кружки театральной самодеятельности. Он является автором первых пьес на джуури.
Из статьи Хаима Агарунова «Театральное искусство горских евреев»: «В 1918 г. в Дербенте была открыта драматическая студия, возглавляемая раввином Яшагъе Рабиновичем. Она ставила пьесы на библейские темы: "Самсон и Далила" (Шуьмшуьн ве Делило), "История Эстер" (Исдире Мердэхэй), которые были написаны учителями этой школы».
У Яшагъе Раввиновича было двое детей, дочь Мира и сын Михаил. Дочь - Мира Исаевна - была на Кавказе одной из первых женщин-педагогов, проработала в школе около 50 лет. Была преподавателем математики, затем - директором школы. Михаил Раввинович родился в 1892 году в Дербенте. Отец отправил его на учебу в город Гродно в Польше, где он стал студентом еврейского педагогического училища. Но в 1914 году, когда началась 1-я мировая война, Польша отделилась от России, и Михаила Раввиновича выслали из страны.
Яшагъя Раввинович хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал раввином, но судьба распорядилась иначе. Вернувшись из Польши, Михаил занялся педагогической деятельностью. С 1915 по 1922 годы преподавал в Махачкале в еврейской школе: сначала был школьным учителем, а затем - инспектором-методистом Наркомпроса Дагестанской АССР. Писал учебники, занимался научной работой в Дагестанском педагогическом институте. Фамилию Раввинович сменил на А. Бен-Герарий («Сын горца» - пер. с иврита). Писал стихи, поэмы, пьесы на еврейские темы. Организовал театральный кружок, где был постановщиком пьес, и своих, и переведенных с других языков. В 1922 году Бен-Герарий был в переведен в Баку, где преподавал в такой же национальной школе до 1929 года. Бен-Герарий был редактором первых еврейских газет «Кадима» («Вперед») и «Шахарит» («Рассвет»); а с 1928 года стал сотрудничать в издававшихся на Восточном Кавказе еврейских и русских газетах. В 1927 г. выходит в свет учебник для еврейско-татских школ «Гуьл догъи» («Горный цветок») под редакцией Бен-Герария.
Женой Михаила Раввиновича была Елизавета Давидовна Анисимова из Махачкалы. Она окончила акушерско-фельдшерский техникум, три года проработала и поступила в Дагестанский медицинский институт.
Из воспоминаний дочери Бен-Герария Анисимовой К.М.: «…В 1929-м мир для нашей семьи рухнул: папу по доносу арестовали, обвинив в сионизме, и четыре года - по 1932-й - он отбывал срок в лагерях Кольского полуострова. Там он собрал прекрасную коллекцию апатитов и, вернувшись в Баку, подарил её школе, в которой прежде трудился. Но в городе обстановка была неблагоприятная, и вскоре наша семья переехала в Махачкалу, где отец продолжил свою педагогическую деятельность».
Бен-Герарий издает школьные учебники для еврейских школ, пишет стихи, поэмы, пьесы, организовывает театральные кружки, ставит спектакли, принимает участие в разработке нового алфавита, занимается научной деятельностью. Он автор романа «Голубые волны», который остался неопубликованным, автор «Горско-еврейско-русско-тюркского словаря». По заказу Украинской Академии Наук Бен-Герарий написал «Историю культуры туземных евреев» в двенадцати очерках.
В 1937 году Михаил Исаевич почувствовал, что ему не избежать второго ареста. Он увез семью в Баку, а сам уехал сначала в Среднюю Азию к сестре Мире Исаевне, а потом в Подмосковье. Его жена была вынуждена оставить учебу в Махачкалинском Медицинском институте, устроиться работать акушеркой в Бакинском роддоме, чтобы прокормить двух дочерей. И еще Елизавете Давидовне пришлось изменить фамилию дочерей с Раввинович на Анисимову.
Из воспоминаний дочери Бен-Герария Анисимовой К.М.: «Отец долго нигде не мог устроиться на работу. От безысходности он впал в депрессию. И без того редкая перед войной переписка с ним вдруг прервалась. Я к тому времени уже была студенткой Азербайджанского медицинского института, по окончании которого оказалась на Втором Украинском фронте в качестве ординатора глазного отделения Полевого подвижного госпиталя. В 1946-м, демобилизовавшись, я принялась разыскивать отца. Ни на один свой запрос я не получила ответа. Обратиться в КГБ я не могла, так как уже была замужем за подполковником вооруженных сил СССР, и моё обращение в органы могло отрицательно на нём отразиться. Но мне было ясно: отца уже в живых нет. Иначе он непременно дал бы о себе знать каким-то путём. Лишь в период перестройки нам удалось узнать, что в июне 1941-го отца арестовали без права переписки. Много лет спустя, уже в Америке, после бесконечных запросов, мы узнали дату его гибели: 17 апреля 1942 года. Впоследствии он был реабилитирован».
Ирсиль бен Ифраим Раввинович (Герцль Горский)
В 1920-х годах окончил курсы пропагандистов Востока, на которых изучали восточные языки (персидский, арабский, урду и др.). Горский - выпускник Бакинского университета, автор горско-еврейского букваря, редактор журнала «Корсох», издававшегося на горско-еврейском языке в 1922 году. Герцль Горский был преподавателем марксизма-ленинизма Бакинского университета, вел партийную работу. Имя Герцеля Горского также всегда упоминается как имя человека, который организовал национальный театр.
У исследователя культуры горских евреев, просветителя, драматура и поэта нашлись недоброжелатели. В 1937 году Горский был арестован, виновным себя не признал, погиб в заключении. Его жену сослали на 10 лет в лагеря Казахстана, а детей отправили в детский дом. Посмертно Ирсиль Раввинович был реабилитирован.
Такая трагическая судьба выпала двум братьям, Михаилу и Ирсилю Раввиновичам, которые не стали раввинами как их отцы, но были прекрасно образованы, талантливы и могли еще многое сделать для своего народа.
Автор: Материал подготовила Ирина Михайлова