|
Артем Добровольский
Артем Добровольский

Синагога без евреев

Подумать только, период расцвета для евреев столицы Османской империи длился несколько веков.

Гуляя по популярному у любителей шопинга и ценителей старины турецкому городку Эдирне, расположенному на границе с Болгарией, легко добраться до улицы Маариф. Здесь, среди обветшалых жилых домов, внимание туристов обязательно привлечет здание исторической Большой синагоги (Кахаль Кадош а-Гадоль), построенное в неомавританском стиле в начале XX века. Судьба синагоги отражает бурную историю еврейской общины Эдирне, когда-то многочисленной, а сегодня почти исчезнувшей. Ее открытие после реставрации в 2015 году вызвало повышенный интерес массмедиа. Причин тому несколько: восстановление заброшенной и полуразрушенной в течение почти трех десятилетий синагоги продолжалось 5 лет и обошлось турецкому правительству в $2,5 млн. Реставрация проводилась в рамках «поддержки обеспечения свободы вероисповедания и социальной жизни различных религиозных групп в Турции». Чтобы в деталях придать синагоге первозданный облик, реставраторов консультировал государственный Научный комитет. Не слишком ли много шума для синагоги провинциального, хоть и древнего города, где в настоящее время постоянно проживает всего один еврей? 


Помимо сохранения культурного наследия у реставрации синагоги в Эдирне был и политический аспект. Как писало издание Daily Sabah, восстановление синагоги стало амбициозным правительственным проектом, доказывающим заботу о правах нацменьшинств, поскольку эта тема всегда была чувствительной для Турции. Политические причины повлияли и на срок завершения реставрации. Захват израильским спецназом у берегов сектора Газа турецкого судна «Мави Мармара» в 2010 году вызвал конфликт между Турцией и Израилем, вследствие чего работы прекратились почти на два года. В марте 2013 года Израиль официально извинился за инцидент, и реконструкция Большой синагоги в Эдирне сразу же возобновилась и шла ускоренными темпами. 

В 2014 году синагога вновь стала политическим инструментом в контексте палестино-израильского конфликта. На последнем этапе реставрации губернатор Эдирне Дурсун Сахин заявил, что в ответ на действия израильской полиции на Храмовой горе отдаст здание под музей, запретив его использование для религиозных целей. Однако его заявление вызвало осуждение общественности и правительственных структур, и 26 марта 2015 года синагога благополучно открылась. Правительство республики представлял вице-премьер Бюлент Арынч. На торжественной церемонии присутствовали более 500 членов еврейской общины Турции. Мэрия Эдирне приветствовала гостей транспарантом с лозунгом: «Добро пожаловать домой, наши старые соседи!». 


Соседство евреев с турками, болгарами и греками в Эдирне, который с середины XIV до середины XV века был столицей Османской империи, действительно уходит корнями в глубь веков. Первые евреи появились в византийском Адрианополе (древнее название Эдирне) за полторы тысячи лет до строительства Большой синагоги. В ту эпоху они страдали от религиозной борьбы, кровавых наветов, периодических погромов, а позднее — от крестоносцев, ставивших евреев перед выбором: крещение или смерть. 

Так продолжалось до 1361 года, когда османский султан Мурад I захватил город. Евреи встретили турок-османов как освободителей, и таковыми они и являлись в самом деле. С тех пор как Эдирне стал османской столицей, для еврейской общины начался длившийся несколько веков период расцвета. Евреи поддерживали Османскую империю в ее завоевательной политике и вступали в ее немусульманские отряды. Значительно выросло политическое и экономическое влияние. Мурад I наделил раввина Эдирне судебной и административной властью над всеми еврейскими общинами империи. В другие страны поехали посланники с призывом к гонимым по всей Европе евреям переселяться в Эдирне. В XIV веке приехали большие группы евреев из Венгрии и Франции, в XV — из Германии, затем стали прибывать выходцы из Испании, Португалии и Италии, в городе была открыта ешива. К началу XX века в Эдирне насчитывалось более 20 тысяч евреев (одна пятая населения), преимущественно сефардов, и 13 синагог, появилось еще несколько учебных заведений, издавались еврейские печатные издания, город стал считаться одним из крупных центров иудаизма в мире.

Цифры

В 1905 году в Эдирне случился большой пожар, в результате которого сгорели более 1500 домов, в том числе все без исключения синагоги. И тогда по указу султана Абдула Хамида II в городе началось строительство новой Большой синагоги, которую спроектировал по подобию сефардской «Леопольдштёдтер» в Вене архитектор Франс Депре. Вмещающая до 1200 прихожан постройка стала самой большой на Балканском полуострове и третьей по величине в Европе синагогой. Сегодня, несмотря на отсутствие в Эдирне евреев, отреставрированная синагога переживает второе рождение. В ней снова звучат молитвы и проходят еврейские торжества с гостями со всей Турции. «Старые соседи» вернулись в Эдирне.

Похожие статьи