Рабби Гершон бен рабби Ицхак Мизрахи

Рабби Гершон бен рабби Ицхак Мизрахи

Рабби Гершон бен рабби Ицхак Мизрахи (1900-1973 гг.) – уроженец азербайджанского города Куба.

Внук рава Гершона бен Реувена ( ГАВАР). Главный раввин Кубы (до 1935 года), а в дальнейшем – г. Баку. Хасид, мудрец, знаток Торы, духовный лидер горских евреев Кавказа с 1956-1973 годы.

Биография

Родился в семье раввина Ицхака бен Гершона 20 сивана 5660 года (17 июля 1900 года). Изучал Тору под руководством своего отца. Рабби Гершон в 17 лет получил смиху раввина. Обладал феноменальной памятью, за счет чего знал весь Талмуд и Танах в совершенстве. Рабби Ицхак воспитывал в нем богобоязненного человека, ответственного за общину.

В 1930 году, после смерти отца, сменил его на посту главного раввина Кубы. Время исполнения обязанностей совпало с неспокойным и неблагополучным временем для еврейского народа, коммунистические репрессии коснулись и общины горских евреев. Целью коммунистов было искоренить религию во всех ее проявлениях, лишить еврейские общины духовных лидеров и наставников.

В 1935 году р.Гершон был арестован и осужден по 12-ой статье конституции СССР – «Тунеядец и лодырь», так как других аргументов не нашлось.

Отбывал свое осуждение в Ташкенте ( Узбекская ССР). В тюрьме рабби Гершон показал большое мужество и волю настоящего верующего еврея. В первый же день он категорически отказался сбривать бороду, что нарушало устав осужденных, за что был жестко избит, выбрит. Но это р. Гершона не сломало.

В первый день праздника Песах р. Гершон отказался от тюремной пищи. Писал письмо руководству лагеря – о разрешении на передачу мацы от его супруги, на что получил отказ. После трех дней голодовки заслужил авторитет уважаемого человека в глазах заключенных. Начались волнения в тюрьме, которые позже перешли в бунт под лозунгами «Рабби Гершону – мацу».

Руководство тюрьмы боялось ухудшения положения и приняло решение разрешить передачу мацы рабби Гершону. Эта история быстро распространилось среди евреев местной общины. Так они узнали, что один из значимых мудрецов Кавказа отбывает срок у них по соседству. После чего они установили с ним контакт, а также советовались с ним в галахических вопросах. По рассказам р. Гершона, это было одной из немногих вещей, которые радовали его душу в те времена.

За время отбывания срока он получил весть из родных мест, что его брат рабби Хаим бен Ицхак Мизрахи, а также еще девять раввинов города Кубы были арестованы и увезены в неизвестном направлении. После многих лет, уже после смерти р. Гершона, сын рабби нашел архивные документы, которые свидетельствовали о расстреле десяти раввинов г. Кубы спустя несколько дней после их ареста. Только тогда община поняла, за что так страдал р. Гершон. Замысел Вс-вышнего был ясен. Вс-вышний уберег его в тюрьме и спас от жестокого приговора.

В 1938 году р. Гершон отбыл свой срок. Местная община предложила ему остаться и возглавить ее. Но р. Гершон отказался и вернулся в родные края. Так как он был из репрессированных, ему было запрещено возвращаться в Кубу. Он поселился в г. Баку, куда была сослана его семья. Община горских евреев г. Баку сразу предложила ему должность главного раввина, на что он ответил отказом – по личным соображениям. Но тайком он помогал общине в духовном развитии.

Многие религиозные обряды, такие как брит-мила, например, совершались им тайком, так как наказанием был расстрел.

В 1956 году община повторно попросила р. Гершона занять пост главного духовного лидера города Баку. После долгих усилий общине удалось уговорить рабби. А в 1959 году Министерство религии Азербайджанской ССР объявило его главным раввином горских евреев.

Благодаря своей мудрости и проницательности р. Гершон получил признание истинного мудреца среди многих еврейских общин и заслужил уважение в глазах других религиозных лидеров республики. Вел переписку и поддерживал связь почти со всеми раввинами СССР.

В 1961 году р.Гершона и всех религиозных деятелей еврейской общины обложили невероятно большим по тем временам подоходным налогом. Зарплата р. Гершона составляла 50 рублей в месяц (600 р. в год), а налог, наложенный на него, составлял 182 рубля 10 копеек, то есть почти 30% годового заработка он должен был выплачивать правительству, что являлось невозможным в его случае, он не мог выплачивать этот налог. Чтобы прояснить ситуацию, рабби Гершон написал письмо в сталинский финансовый отдел, в котором сообщил, что не в состоянии выплачивать такой налог, что он является законно не обоснованным. В письме также отметил, что раввины не получают и не имеют право получать денежное вознаграждение за траурные обряды, собственно, за это подозрение все религиозные деятели общины и получили такой огромный налог.

Также важно отметить, что на защиту рабби встали все религиозные деятели всех религий Азербайджанской ССР, об этом свидетельствует письмо рабби Гершона, в котором он упоминает Шейха-Уль-Ислама Хаким Заде (главное духовное лицо всех мусульман Закавказья), который лично ручается за правдивость его слов.

Спустя месяц этот налог был заменен на 34 рубля в год, об этом свидетельствует официальное письмо , присланное из сталинского райфинотдела, после этого случая налог также был уменьшен и среди других религиозных деятелей.

Рабби Гершон вел образ простого религиозного еврея. Но, по рассказам его близких, к нему приходили мудрецы разных еврейских общин, чтобы вместе изучать сокровенные части Торы.

24 сентября 1973 года (27 элула 5733 года) рабби Гершон перешел в мир иной. Он был похоронен в городе Баку, на старом кладбище. Провожать его в последний путь пришли не только евреи, но и другие религиозные деятели СССР.

После смерти р.Гершона в 1976 году у его старшего сына Элиэзера родился внук, семья решила провести брит-милу, но в городе на тот момент не было моэлей.

Элиэзер взял на себя ответственность и по памяти – как его отец совершал этот обряд – инструментами р. Гершона обрезал своего внука.

Этот случай «вынудил» его уехать в Москву и выучиться обрядам брит-мила и шхита. С 1977 года и до его отбытия в Израиль в 1991 году он совершил более 2 000 обрезаний.

Интересные рассказы и факты из жизни праведника

В 1942 году рабби Гершон пишет письмо своему старшему сыну Элиэзеру, который воевал во время Великой Отечественной войны. Элиэзер служил в рядах Черноморского ВМФ, в городе-порту Поти. Рабби Гершон в письме успокаивает сына, чтобы он не переживал за них. Р. Гершон с большой уверенностью предсказывает своему сыну, что они победят в этой страшной войне, и указывает в письме год. Также в письме он говорит сыну следующие слова: «Сын мой, знай, то, за что вы воюете, продержится всего 70 лет» (Рабби Гершон имел ввиду коммунистическую власть).

Рабби Гершон оставил одному из своих внуков небольшую брошюру, написанную им, и указал на обложке его имя – «А это маленькому …». Спустя 40 лет внук решил в Израиле построить сукку, приобрел нужный материал, но, не обладая строительными навыками и не зная законов постройки, не смог осуществить задуманное. Расстроившись, пришел домой и случайно обратил внимание на эту брошюру. Ему сразу захотелось ее прочитать. Первый же лист брошюры поразил его содержимым: «А теперь, мой дорогой друг, мы с тобой попытаемся изучить, как правильно строить сукку…»

По материалам семейного архива

Похожие статьи