Династия Ягудаевых: на страже Отечества

Династия Ягудаевых: на страже Отечества

Ветеранов, принимавших участие в Великой Отечественной войне, сегодня осталось не так уж и много. К сожалению, почтенные герои своего времени, подарившие жизнь своим детям и внукам, уже находятся в очень солидном возрасте и  постепенно покидают этот мир, а на смену им, на защиту страны выходит новая смена, их юные воспитанники, будущие продолжатели дела своих отцов и дедов. К примеру, один из активистов молодежного клуба «STMEGI Junior»,  Дон Ягудаев, недавно  по призыву отправился служить в Вооруженные Силы РФ. Он приходится внуком участнику Великой Отечественной войны Дону Ягудаеву-старшему, выходцу из Дербента, ныне проживающему в Израиле, став очередным достойным продолжателем династии Ягудаевых по мужской линии. Этот поступок очевидно доказывает нам положительную тенденцию последнего времени, а она такова, что горские евреи спокойно идут по призыву на службу в российскую армию, они  с радостью готовы защищать свою страну, настроены решительно и ничего не боятся, потому что всем сердцем преданны России.

Дон Ягудаев-старший, проживающий  на Святой Земле, в городе Хадера, недавно отметил свой столетний юбилей, на радость своих родственников и друзей. Он родился в Дербенте 26 декабря 1920 года. Ошибки здесь нет: именно так записано в его паспорте, хотя сам  ветеран уверяет, что родился в 1917 году, и почему документ  выдан ему с неверной датой рождения, до сих пор неизвестно. Он хорошо учился в школе, а затем в педагогическом училище Буйнакска, которое закончил с отличием, работал корреспондентом газеты «Зэхьметкеш», выходившей в Дербенте на горско-еврейском языке. В рядах Красной армии  был стрелком 9-го отдельного железнодорожного батальона (до октября 1942 года), после — стрелком 195-го полка Внутренних войск МВД. В составе 195-го стрелкового полка Внутренних войск дошел до Варшавы. Сын ветерана и долгожителя, Юрий Донович, рассказывает об отце с гордостью: «У него столько орденов и медалей, что я даже не могу их сосчитать. В 1939 году отец пошел в армию, служил в Бресте, а с войны вернулся лишь в 1947 году, так как продолжал бороться с бандеровщиной на Украине, работал в пограничных войсках. Дошел до Польши, имеет медаль за ее освобождение. О войне говорить не любил, но знаю, что он там был дважды ранен. Принимал участие в армейском ансамбле песни и пляски, об одном из его концертов даже была заметка в местной газете. Они исполняли грузинский танец «Сулико», и знаменитый Александров, возглавлявший тогда одноименный  ансамбль, увидев этот номер,  приглашал отца к себе, чтобы и далее ездить по всем военным частям и поднимать боевой дух солдат, но папа не пошел».

Родственники говорят, что у Дона Ягудаева мягкий характер, хотя иногда он хочет казаться строгим и серьезным. Ветеран воспитал пятерых детей, до этого занимался со своими племянниками. Сегодня все его отпрыски и родственники — состоявшиеся люди, имеют хорошее образование, крепко стоят на ногах. Сын говорит, что его отцу в Израиле сейчас живется неплохо, потому что почти все его близкие переехали на Святую Землю и находятся рядом с ним — кроме как раз нашего собеседника, Юрия Доновича Ягудаева, обосновавшегося в Москве: «Я рад, что сильная израильская медицина поддерживает здоровье моего отца на должном уровне. Несмотря на свой возраст, он бодр и весел. Моя мама, с тяжелым  сахарным диабетом, лишь благодаря израильским докторам прожила там до 82 лет».

Сам Юрий Донович по образованию экономист, отслужил в Советской армии, отдав долг Родине, и приехал в Москву из Дербента в лихие 90-е годы, будучи уверенным, что найдет в столице хорошую работу, потому что, по его словам, тот, кто хочет трудиться, всегда сможет найти свой заработок. А вот в  Дагестане у большой семьи Ягудаевых сегодня никого не осталось, хотя Юрий Донович все же успел два раза побывать на любимой малой родине после того, как покинул ее: «Если говорить о моих предках, то мой второй дед проработал всю жизнь в колхозе, моя мама Соня, жена моего отца, ветерана Ягудаева, умерла в прошлом году. Она приходилась внучкой дербентскому раввину, причем раввины были у нее в предках и со стороны отца, и со стороны матери. Знаю, что людьми они были зажиточными по тем временам, и один из маминых родственников  даже был раскулачен, отдав Советской власти все свое состояние. По иронии судьбы, Дон Ягудаев в 1951 году стал членом Коммунистической партии, окончил Московский институт советской торговли, трудился товароведом».

Юрий Донович говорит, что доволен своей жизнью: «У меня прекрасная  жена и трое детей. Супруга по профессии преподаватель. Поздний сын, Дон Ягудаев-младший, родился еще в Дербенте, и в месячном возрасте мы перевезли его в Москву, есть старшие дочери, учившиеся в столичных еврейских школах, успевшие получить уже и высшее образование, а вот сын все еще не окончил юридический колледж. Старшая дочка работает в Еврейском культурном центре в Москве, младшая проучилась на юридическом факультете в столице России, потом вышла замуж в Израиле, где сегодня и обитает, работая в медицинской сфере, получив второе высшее медицинское образование. Я потихонечку тоже тружусь, совмещаю пенсию с работой, в свободное время  посещаю синагогу на Архипова, а также молельный дом «Ган-Хама», расположенный неподалеку от моего дома. Хотелось бы, чтобы сегодня в Москве было побольше синагог. Хочу вам также рассказать о своем друге детства. С Данилом Ильичом Даниловым, исполнительным директором фонда «Стмэги», дружим с самых малых лет, жили в Дербенте на одной улице, проучились 10 лет в одном классе, продолжив нашу дружбу и общение уже в Москве. Он очень достойный, переживающий за всех своих соотечественников и не только, человек».

На традиционный вопрос о неких жизненных итогах, будущих мечтах и планах Юрий Донович легко и оптимистично отвечает: «Считаю себя счастливым человеком! Дети рядом, отец жив, благополучны и здоровы все мои родственники. Это самое главное, о чем еще можно мечтать?»

А совсем недавно в жизни клана Ягудаевых произошло еще одно знаменательное событие. Дон Ягудаев-младший, личность среди юных горских евреев весьма популярная,  яркий и харизматичный активист молодежного клуба «STMEGI Junior», отправился по призыву в Вооруженные Силы РФ, уверенно заявив отцу, что будет служить, как положено, как это сделали когда-то его дедушка и отец. Сказано — сделано! Молодой человек решительно настроен на новую жизнь и готов уверенно покорять все преграды на неизведанном армейском поприще, не боясь никаких трудностей! Он родился 3 мая 1998 года, ходил в еврейский детский садик в Москве, в еврейскую и в простую общеобразовательную школы, учился сначала в одном колледже, затем в другом. Отучившись год во втором учебном заведении, он достиг призывного возраста. Пришла пора идти в армию, и никакой мысли о том, чтобы «откосить», у молодого человека и не промелькнуло, ведь положение внука  бесстрашного участника ВОВ, которым Дон Ягудаев-младший всегда очень гордился, обязывает его не уронить свою честь и достоинство, непременно также отдав свой долг Родине.

Юрий Донович, отец молодого солдата, подтверждает, что, когда пришло время отправляться в армию, юноша не стал задавать лишних вопросов, не требовал никакой отсрочки. Зато почти все ребята, его друзья по молодежному клубу, не забывают своего друга, искренне и во всем его поддерживают, очень по нему скучают, постоянно звонят Юрию Доновичу и искренне интересуются, как поживает их приятель: «Я сказал сыну, что и мы с дедом служили, и ему надо с честью пройти все испытания, которые выпадут на его долю. Правда, я был в армии два года, а теперь ребят забирают только на 12 месяцев. Но я положительно смотрю на то, что мой сын тоже служит, ни о каких поблажках или отсрочках мы вовсе  не думали». 

Главный герой беседы, Дон Ягудаев-младший, во время  разговора находился в госпитале, куда попал по причине простуды: «Служу я в военно-космических силах в подмосковном Софрине, недалеко от Белокаменной. В армию меня побудило пойти то, что служили мои отец и дедушка. И я посчитал своим долгом доказать самому себе и остальным, что тоже смогу. Поверьте, мне здесь хорошо, меня никто не обижает. Да, поначалу резко поменялся мой режим дня, адаптироваться было довольно непросто, как и смириться с тем, что я временно не могу делать то, что захочу, действуя строго по военному уставу и по приказам старших. Сейчас постепенно привыкаю к своему новому состоянию, ведь я призвался не так давно. Еврейские друзья по клубу меня очень поддерживают, регулярно звонят моему папе, интересуются моим состоянием, пишут многочисленные ободряющие сообщения на мейл. Клуб — моя вторая теплая семья, дорогие сердцу товарищи, среди которых я всегда найду помощь и понимание».   

Горский еврей Дон Ягудаев-младший, как и принято у его земляков на Кавказе, с огромным уважением, почтением и трепетом относится к старшим, чтит еврейские обычаи и традиции, этот открытый, дружелюбный юноша сегодня готов доказать Родине, своим родным и близким, друзьям и самому себе, что служба в российской армии — не тяжелая, убийственная, непосильная ноша, а рядовое событие в жизни каждого представителя сильного пола, святой долг своей стране, необходимая мера  для того, чтобы сформировать личность и характер молодого человека, помочь ему крепко встать на ноги и не стесняясь смотреть в глаза служившему отцу и дедушке-ветерану: «Ребята, ничего не бойтесь. В армии вас поймут и поддержат, все будет хорошо!» — оптимистично завершает свой рассказ молодой призывник, обращаясь к своим братьям-ровесникам. Пожелаем ему удачи!

Яна Любарская

Похожие статьи