|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Раввин Йона Якубов: со временем Еврейская Слобода станет историко-туристическим комплексом

Раввин Йона Якубов: со временем Еврейская Слобода станет историко-туристическим комплексом

Поселок Еврейская Слобода (Губа) в Азербайджане — одно из самых уникальных мест на Кавказе. Бывшие губинцы и их потомки с трепетом и огромным уважением относятся к истории своей малой родины. И хотя сегодня население здесь сократилось, жизнь продолжает бить ключом: работают синагога, еврейский детсад и молодежные программы, выходит в свет газета «Бирлик-Единство».

Следует отметить, что в последние годы поселок начали активно посещать туристы из Израиля и других стран. И часто переводчиком для них выступает раввин Йона Якубов, который блестяще справляется с этой задачей, будучи знатоком нескольких языков: иврита, английского, еврейско-таджикского, джуури и даже польского.

Познакомила меня с ним моя коллега Фрида Юсуфова. Во время праздника Нисону (Песах) она попросила меня встретиться с супругами Йоной и Хаей Якубовыми, чтобы написать статью. Они оказались приятными собеседниками, супруга раввина, красавица и умница, похожая на актрису Барбару Брыльску из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром», тоже с удовольствием поддерживала нашу беседу, вспоминая об их жизни в Азербайджане.

— Уважаемый раби Йона, если бы мне Фрида не сказала, что вы бухарский еврей, то я бы ни за что не догадалась об этом. Вас почти не отличишь от представителей общины горских евреев, так что давайте знакомиться: расскажите, пожалуйста, немного о себе…

— Я родился в 1969 году в городе Бухаре в Узбекистане. Мне было три года, когда в 1972 году наша семья репатриировалась в Израиль. Это была первая волна алии из Средней Азии. Времена были сложные, тогда выехать из Советского Союза было не так просто. Мы с трудом доехали до столицы Австрии, Вены, где располагалось посольство Израиля.

Мои родители, Яков и Сара Якубовы, оба медики (отец врач-педиатр, мать — медсестра), прекрасно воспитали троих детей.

У меня было обычное детство: окончил светскую школу в Израиле, по окончании которой пошел учиться в ешиву. Поначалу проучился два года в иерусалимской ешиве «Ор-Самеах», затем год — в хабадской «Томхей-Тмимим» в Кирьят-Гате. В 1989 году я уехал жить в США, где несколько месяцев учился в центральной ешиве «Томхей-Тмимим». Её обычно называют просто «770» — по номеру дома по улице Eastern Parkway в Бруклине. Несколько месяцев спустя поехал в Польшу — поступать в медицинский институт, на стоматологический факультет. Получив диплом, в 1996 году вернулся в Израиль, где создал семью с очаровательной девушкой Хаей (она европейская еврейка польского происхождения), работает по специальности зубным техником.

— Судя по времени (1990-е годы), когда вы находились в США, вам посчастливилось познакомиться с Любавичским ребе Менахемом-Мендлом Шнеерсоном?

— Да, но в то время ребе был уже в преклонном возрасте и не принимал людей индивидуально. В основном мы приходили к нему группой, и вместе, в одной синагоге молились и проводили праздники. Я до сих пор храню в своем портмоне доллар, который получил от праведника 28 лет тому назад.

  Любавичский ребе был особенным человеком, праведником на все времена. К нему не иссякал людской поток, и каждому, кто приходил, он вручал заветный доллар на цдаку с благословением. Следует отметить, что в каждом поколении рождается одна душа Машиаха. Доказано, что именно Менахем-Мендл Шнеерсон и явился в этот мир с этой миссией. Он был прямым потомком царя Давида, его генеалогическая ветвь идет от Махарала из Праги, который относился к его роду. Поэтому и принято Любавичского ребе называть Машиахом. Известно, что Моше Рабейну был пастырем еврейского народа, и, по всей вероятности, в душе каждого из нас есть искра его души. Человек приходит в этот мир, чтобы выполнить свою особую миссию, оставляя след в своих потомках и своих благородных делах.

— В иудаизме существует несколько течений, и одним из крупнейших из них считается ХАБАД. Но для светских евреев все традиционные течения именуется одним словом: ортодоксы. Могли бы вы пояснить, в чём различие этих течений?

— На эту теме можно говорить очень долго, и я думаю, что неуместно будет давать характеристику всем существующим течениям иудаизма в небольшом интервью. Но буду краток и постараюсь ответить на ваш вопрос по существу. Главным течением иудаизма непосредственно является ортодоксия. Например, литваки — это направление в ортодоксальном иудаизме, одно из наиболее классических, название происходит от страны Литва, в которой множество лет находились главные духовные центры религии. Еще одним является хасидизм — мистическое течение в иудаизме. Оно возникло позднее, в восемнадцатом веке.

ХАБАД — это направление в хасидизме, религиозное движение, которое ещё называют любавичским хасидизмом и резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем.

Ортодоксальный модернизм — течение, в котором полностью принимаются все условия классической ортодоксальной религиозной школы, но вместе с тем применяют их к современной культуре, которую стараются не избегать. Затем идет религиозный сионизм — последнее из крупных ортодоксальных течений. Его представители по-своему трактуют ортодоксальный взгляд на религию и светскую жизнь. Они — современные ортодоксы.

Консервативный иудаизм — течение, возникшее в девятнадцатом веке в Германии, оно отходит от ортодоксальных принципов, но между тем имеет немало сходства с ним. В качестве противопоставления можно представить реформистский или прогрессивный иудаизм. Его представители считают, что с каждым новым поколением развивается и сам иудаизм, поэтому он требует доработки, нового смысла и содержания. Однако следует заметить, что, в зависимости от места жительства евреев и их общины, различные течения приобретали свои характерные черты и элементы. Единственным неизменным в течение многих лет течением остается ортодоксальный иудаизм и его классическая школа. Остальные же течения, как бы их представители этого ни отрицали, все же оказываются под влиянием той среды, в которой они существуют.

— Думаю, тема о течениях иудаизма неисчерпаема, лучше вернемся к рассказу о живописном месте, куда вас занесла судьба: городе Куба и поселке Еврейская Слобода. Что вы почувствовали, приехав туда с великой миссией в качестве посланника Любавичского ребе?

— В 2004 году я получил предложение поехать в Слободу сразу от двух почтенных людей: посланника Любавичского ребе в Баку Меира Брука и раби Шломо Пелеса — заместителя президента Всемирного конгресса бухарских евреев и руководителя израильского отделения фонда «Ор Авнер». Посовещавшись со своей супругой Хаей и приняв её одобрение, я поехал, как говорится, «на разведку» в Азербайджан. Мне сразу же оказали теплый прием председатель общины Борис Симандуев и раввин Натан Ильягуев. Они провели со мной небольшую экскурсию по поселку, рассказывая об истории и знаменитых людях Слободы. По правде сказать, меня очень впечатлила эта поездка, и по возвращении домой мы с супругой все обсудили и приняли решение ехать в Азербайджан. Моя супруга Хая сразу же по приезде открыла в Слободе еврейский детский садик на 65 детей — три группы. А я занялся деятельностью раввина: уроками иудаизма, иврита, организацией еврейских праздников и службой в синагоге.

По правде сказать, я сразу же почувствовал себя комфортно и понял: это именно то место, где я спокойно смогу продолжать соблюдать традиции и растить своих детей и воспитывать детей Слободы в духе еврейства. Здесь живут замечательные отзывчивые люди, готовые по любому поводу сразу же прийти на помощь. И живут они одной общей семьей и общими заботами. Мою семью с первых дней приняли как родных.

В настоящее время в Слободе работает ещё двое раввинов: р. Цадок и р. Александр. Мы вместе, как одна команда, преподаем молодёжи Слободы уроки Торы и организуем различные курсы по интересам. Недавно для молодежи было запущено два курса,   кулинарный и компьютерный, при поддержке наших меценатов: Германа Захарьяева — Президента фонда «СТМЭГИ», Льва Леваев — Президента Всемирного бухарского конгресса и фонда «Ор Авнер», Лазара Илиева и других.    

— Интересуетесь ли вы историей евреев Азербайджана, и что вам за это время удалось узнать познавательного?

— Да, меня весьма интересует история евреев Азербайджана и, в частности, поселка Красная Слобода. Думаю, что он со временем станет привлекательным местом для туризма. Хочу ещё раз выразить благодарность фонду СТМЭГИ за создание музея в Слободе. Мне удалось узнать немало интересного об истории евреев Азербайджана. О том, как примерно 280 лет тому назад здесь стали селиться евреи. И прибывали они в разное время — не одновременно. Это заметно по строению зданий бывших синагог, где заметны различия по составу камня и строительной работе. Недавно я обнаружил небольшой камень с текстом, где на иврите указано имя раввина, который открыл синагогу в Еврейской Слободе: раби Нафтоли Гильготы.

В прошлом году в Слободу приезжал один поэт из Израиля — Антон Агарунов. Он предложил мне поехать с ним в историческое поселение в 2-3 км от поселка, где в прошлом располагалось селение Гильгот и показал мне место, где был родительский дом его бабушки. Интересно было бы исследовать все эти места, откуда прибыли евреи в Слободу. Ведь они закодированы только в одних названиях каждого района: Гарчеhи, Гилеки,  Агаджани, Чапкени, Мизрахи, Гильготи, Гисори.   

— Уважаемый раби Йона, скажите, пожалуйста, а легко ли быть раввином в мусульманской стране?

— Очень легко! Легче чем в Европе и России. Азербайджан — толерантная страна, где спокойно проживают люди разных национальностей. И евреи здесь чувствуют себя очень комфортно. Для азербайджанцев раввин – это святой духовный человек и они относятся к нему весьма уважительно и с почтением. Даже глубоко верующие мусульмане говорят о том, что мы молимся одному Б-гу и нам нечего делить. С ними спокойно можно жить и обсуждать различные темы. И дай Всевышний, чтобы всегда было мирное небо над Азербайджаном, и народ его процветал!

Похожие статьи