Продажа еврейского центра Баку наносит болезненный удар по общине

Продажа еврейского центра Баку наносит болезненный удар по общине

Примерно через год после того, как двое детей Беллы Регимовой покинули родную страну, переехав в Израиль вместе со многими ее друзьями и родственниками, она начала чувствовать себя социально изолированной.

По словам 76-летней жительницы Азербайджана, привыкшей быть в кругу семьи, она потеряла «желание просыпаться по утрам» после их иммиграции в начале 2000-х годов. Но в 2006 году все изменилось. В том же году она начала работать волонтером в еврейском общинном центре, который был открыт двумя годами ранее в столице кавказской Республики Американским еврейским объединенным распределительным комитетом, или «Джойнт» «Он стал моим домом, настоящим домом», – говорит Регимова в «Еврейском доме», рассыпающемся здании на оживленной улице, граничащей с Бакинским железнодорожным вокзалом. «Я прихожу сюда первым делом с утра, и я остаюсь, чтобы закрыть это место на замок», передает JTA.

С тех пор, как она начала заниматься волонтерством, центр дал Регимовой социальное взаимодействие и чувство цели: она проходит по крайней мере два мили в день в центр и возвращается к себе домой в старый еврейский квартал Баку. Но в этом месяце Регимова и десятки других пожилых евреев в Баку должны будут покинуть здание, в котором находится единственный еврейский общинный центр города. «Джойнт» продал его, чтобы рационализировать свои расходы в городе с сокращающейся еврейской общиной. Продажа является частью более широких усилий «Джойнта», чтобы реагировать на изменение демографии еврейской общины, заявила организация, чья штаб-квартира находится в Нью-Йорке.

В случае с Баку, чье еврейское население сократилось с 16 000 до 8 000 с 2000 года, «Джойнт» переместит свои офисы в гораздо меньшее помещение, сказал пресс-секретарь «Джойнта». Многие азербайджанские евреи уехали в Россию и Израиль в поисках возможностей, недоступных в Азербайджане, богатой нефтью стране, где многие жители, тем не менее, живут в крайней нищете. Когда община сокращается, Регимова и другие пожилые евреи еще больше ценят те институты, которые помогали им спастись от одиночества. «Пожалуйста, скажите им, чтобы они не отнимали это у нас», – сказала она. «Это моя причина вставать по утрам, и я не единственная».

«Еврейский дом» площадью 13 000 кв. футов включает в себя аудиторию, комнаты для семинаров, классные комнаты и пространство для выставок. «Джойнт» сказал, что новое помещение примерно в пять раз меньше, но будет включать места для занятий и дневной центр для пожилых людей. Тем не менее Шауль Давыдов, возглавлявший «Еврейский Дом» с момента его открытия, сказал, что это изменение означает «конец эры» для его общины. «Это означает большую потерю для Регимовой и десятков пожилых евреев, которые ежедневно приходят в «Еврейский дом», чтобы играть в карты, участвовать в уроках декоративно-прикладного искусства и изучать иврит. Я не думаю, что они придут. Это не будет то же самое», – сказал он.

Арнольд Зелигман, 86-летний волонтер-преподаватель иврита в «Еврейском доме», намерен возобновить свою деятельность на новом месте. «Но где у нас будут концерты? Где у нас будет праздничный каббалат Шаббат?»- спрашивает он. «Я этого не вижу, и это очень большой позор». Годовое содержание Еврейского дома стоит около 60 000 долларов, сказал Давыдов. В старом еврейском квартале в Баку есть две действующие синагоги. Они маленькие по сравнению с «Еврейским домом», и «наши люди действительно не чувствуют, что это их территория», – сказал Зелигман, единственный сын которого живет в Израиле. Его ученики – дюжина пенсионеров, которые наслаждались незапланированным перерывом в учебе, который им дали в прошлом месяце, пока Зелигман говорил с JTA. Наблюдая за тем, как он разбирает лучшие слова на иврите из своего словаря, они отпускают шутки в его адрес на джухури, умирающем диалекте, на котором говорят многие евреи. Смесь фарси и иврита — это многовековой язык горских евреев — группы евреев, которые не считаются ни сефардами, ни ашкеназами, и чьи члены имеют свою собственную манеру чтения священных книг и песни.
Около половины евреев Азербайджана являются горскими евреями. Остальные – ашкеназы, которые приехал сюда до 1991 года, когда Россия управляла тем, что сейчас является Азербайджаном.

Михаль Франк, исполнительный директор «Джойнта» в бывшем Советском Союзе, сказала, что она «понимает, что это может расстраивать» некоторых людей в общине. «Мы очень внимательно относимся к их потребностям, но нам нужно приспосабливаться к демографическим сдвигам и сокращать бюджеты на благо всех клиентов «Джойнта», – сказала она. В 2017 году Джойнт потратил более 120 миллионов долларов – чуть более одной трети бюджета – на поддержку еврейских общин в бывшем Советском Союзе. Это включало финансирование программы «Хэсэд», которая обеспечила поддержку в этом году примерно 110 000 человек из самых нуждающихся слоев населения. Для удовлетворения растущих потребностей «Джойнту» пришлось направить дополнительные ресурсы в Россию и Украину, где проживает большинство бывших советских евреев. С 2013 года «Джойнт» видел, что по меньшей мере 6500 евреев подали заявки на участие в программах социального обеспечения в Украине, что является одним из самых высоких показателей роста зависимости от помощи «Джойнта» со времени обретения Украиной независимости в 1991 году. Это было частью реакции «Джойнта» на финансовый кризис, который в 2014 году ударил по экономикам России и Украины в связи с их территориальным конфликтом.

Эти социально-экономические события совпали с уменьшением наличных денежных средств «Джойнта». Активы группы сократились постепенно с 711 миллионов долларов в 2014 году до 644 миллионов долларов в прошлом году – на 10 процентов. Соответственно, расходы упали с 336 млн. долларов до 311 млн. долларов за тот же период, согласно годовым отчетам. По мере роста потребностей в других местах они сокращаются в таких местах, как Баку. По данным «Джойнта», в «Еврейском доме» число людей, получающих услуги или клиентов, сократилось с 2005 года в два раза. В настоящее время там около 900 пожилых клиентов. Немногие молодые евреи обращаются за помощью. Это истощение не является уникальным для Азербайджана. Это наблюдается во всем бывшем Советском пространстве, где нездоровая экономика и эрозия демократических стандартов побуждают многих евреев, которые сопротивлялись предыдущим волнам эмиграции, наконец уехать.

В российском сибирском городе Челябинске число клиентов местного «Хеседа» сократилось на 51% по сравнению с 2004 годом. В Красноярске, еще одном российском городе в Сибири, на 63% меньше клиентов с 2004 года, снижение числа клиентов с 2004 года на 63% привело к слиянию «Хеседа», обслуживающего 219 оставшихся клиентов, с новосибирским. В Беларуси после того, как количество клиентов сократилось наполовину, объединились офисы «Хеседа» в Полоцке и Витебске.

Израиль, безусловно, видит последствия этой тенденции. Только Россия и Украина предоставили Израилю большинство своих иммигрантов в 2017 году — первый календарный год за более чем десятилетие, когда  произошло подобное. В Азербайджане многие евреи уезжают в Москву, где они могут легко получить рабочие визы и где многие богатые азербайджанские евреи могут помочь им укоренится. Давыдов, глава «Еврейского дома», говорит, что он знает о складывающейся ситуации. «Мы все равно скоро уйдем, – сказал он. «Стоит ли экономить несколько тысяч долларов в год, чтобы уничтожить все это?»

Источник: Лехаим

Похожие статьи