|
Яна Любарская
Яна Любарская

Абрам Ихиилов: «Если очень сильно чего-то хотеть, это возможно»

Абрам Ихиилов: «Если очень сильно чего-то хотеть, это возможно»

Абрам Ихиилов — прирожденный лидер по натуре, обаятельный и дружелюбный представитель общины горских евреев Красной Слободы. Он искренне считает, что громче любых слов о человеке говорят его дела. И здесь ему вполне есть чем гордиться.

***

- Абрам, расскажите, пожалуйста, про структуру организации «Алеф», которую возглавляете. В чем ее основные функции, цели, каковы ее особенности?

Молодежная общественная организация «Алеф» уже громко заявила о себе и сегодня наращивает обороты. Но обо всем по порядку. Вообще, руководство общественной организацией требует полной вовлеченности. Приходится самостоятельно изучать огромный объем информации, налаживать контакты, порой лавируя между диаметрально противоположными мнениями, искать подходы и компромиссы, но главное — ежедневно, на постоянной основе, делать шаги к достижению амбициозной цели: к созданию международной молодежной организации горских евреев. А еще — общаться с братьями и сестрами по всему миру, находя к каждому индивидуальный подход. Владение информацией — вот, на мой взгляд, путь к успеху. Со временем я понял, как важно дружить со всеми еврейскими организациями и участвовать в общих проектах. Сегодня мы стремительно идем к объединению. Благодаря огромному объему проведенной работы движение «Алеф» смогло выйти на более высокий, даже международный уровень, осуществить ряд значимых мероприятий разного характера, о которых можно подробно узнать на наших страницах в социальных сетях. Это, к примеру, еврейские праздники, выставки, вечера памяти наших героев, круглые столы на актуальные и насущные темы, культурно-образовательные мероприятия. Активисты движения всегда могут поделиться идеями будущих планов, высказать свои пожелания, тут очень важен диалог.

- Чему вы в своей работе уделяете самое усиленное внимание, на что делаете упор?

Мы делаем акцент на сохранение наследия нашего народа и на огромный вклад, который он внес в мировую культуру. При этом мы не разделяем евреев на горских, грузинских, бухарских, ашкеназских и т.д. Напротив, хочу подчеркнуть: самый важный наш посыл в том, что горские евреи — кубинские, ширванские, нальчикские, дагестанские — это единый народ, часть общего целого, неотъемлемая его часть, имеющая светлое будущее. И мы, молодежь, сами его создаем. Сохраняя свою горско-еврейскую культуру, традиции наших предков, мы хотим почувствовать и подчеркнуть эту принадлежность, оставить свой весомый след в едином наследии, пронести его через года для потомков. В этом — наша большая задача и ответственность.

- Читателям хочется немного больше знать о вас и о том, как вы вообще пришли к тому, чем сегодня занимаетесь.

Родился в Красной Слободе, в самом сердце горско-еврейской общины. Это поистине вдохновляющее место. Каждый, кто там бывал, поймет. Современная молодежь активно вливается в бурный ритм жизни, покидая дорогую сердцу малую родину. Я же всегда хотел изменить эту тенденцию. Однажды и сам вынужден был уехать. Но мечта детства — сохранить Красную Слободу, ее культуру, историю, видеть ее живой, густонаселенной, развивающейся — как раз и привела меня к созданию молодежного движения. Стремлюсь находиться в контакте со своим поколением. Мы должны вместе обсуждать наши проблемы, успехи, общими усилиями создавать будущее, опираясь на опыт прошлого.

- Кто вы по образованию?

Закончил школу в России, учился на специалиста таможенного дела, с детства увлекался музыкой. Конечно, все это, по идее, совершенно несвязанные вещи — музыка, общественная деятельность, таможенное дело. Но я сумел все это как-то органично объединить! Музыка — мое хобби. Как многие горские евреи, с юности рос на восточных мелодиях. С малых лет посещал музыкальную школу. Вдохновленный национальными композициями, даже сочинил песню на джуури, которую сейчас исполняет известная певица Жасмин. Мне это приятно, ведь наш язык находится на грани исчезеновения и знающих его, понимающих, а, тем более говорящих на нем, все меньше. Мы, как носители джуури, должны быть инициаторами и организаторами акций и мероприятий, направленных на то, чтобы он не исчезал, заинтересовывая им наш народ, нашу молодежь. Для этого требуется постоянно осуществлять специальные образовательные проекты. Я уже многое запланировал в данном отношении. Недавно, мы провели серьезное мероприятие — крупнейшее собрание горско-еврейской молодежи в Нью-Йорке. Трудно поверить, что нам все удалось!

- Об этом, пожалуйста, подробнее...

Самый острый вопрос повестки дня состоял в том, как сохранить наш язык. Всем известно, что если нет языка, нет и народа. В Европе и Америке риск исчезновения джуури среди горских евреев довольно высок. Вся надежда на наших собратьев из России, из стран бывшего СССР. Именно нам важно принять эстафету сохранения культуры, традиций, отвечающих требованиям времени. Мир стремительно меняется, в нем не так просто удержать свои позиции, но надо к этому стремиться.

- Как вас в целом приняла Америка, что можете сообщить о прошедшей конференции?

Мы собрались в Нью-Йорке, пригласили гостей разных поколений, к нам приехали представители Вашингтона, официальные лица из ООН, председатели общин, президенты местных молодежных движений. Примечательно, что впервые за все эти годы столь представительная аудитория собралась за одним столом, наконец услышав друг друга. В иное время, эти люди вообще никак не контактировали. Мы инициировали подобный проект, чтобы осуществить мощный диалог, посвященный сохранению нашего языка, культуры, традиции. Конечно же, мы создали привычную атмосферу: разложили вкусные угощения, накрыли кошерный стол, включили национальную музыку. Планировал, чтобы мы чувствовали себя, как дома, расслабленно и непринужденно. После череды выступлений я взял слово и изложил аудитории свои предложения. Они состояли в том, что мы с моей командой «Алеф» хотим создать международную молодежную организацию горских евреев, которая сплотила бы представителей нашей общины по всему миру. При этом нам следует охватить все точки планеты, где компактно проживают джууро, это непременно поможет нашему народу в будущем. Конечно, нам еще предстоит решить немало проблем, возникающих на пути, но если мы будем двигаться вместе, объединенные общим проектом, одной эгидой, знаю точно, все получится. Очень страшно, что через сто лет горские евреи могут и вовсе исчезнуть из-за главной, острейшей нашей беды — ассимиляции. Поэтому сегодня наши старейшины и мудрецы делают все, чтобы этого не случилось. А мы, молодое поколение, должны быть помощниками для них в этом значимом деле. 

- Музыка — важный аспект сохранения культуры народа, при этом вы сами поёте. Привлекает ли вас национальная, этническая музыка? Каковы ваши предпочтения?

Действительно, музыкой увлекаюсь с юности, профессионально обучался игре на гитаре, у меня были замечательные учителя: Азад Муэллим, например. Известный горско-еврейский композитор Гарри Канаев тоже помогал и направлял по этому пути. Правда, сегодня на это остается очень мало времени, стараюсь больше внимания уделять общественной работе, чем своему хобби. Помню, в 2014, 2015, 2016 годах мы гастролировали по США, Израилю, вели мероприятия, пели национальные песни, играли, создавали концертно-развлекательные программы для будущих праздников. Сегодня же мои дни полностью заполнены общественной деятельностью.

- Евреи рассеяны по всему миру, большинство живет в диаспоре. Есть ли для вас понятие родины?

Отвечу так. Я родился в Азербайджане, в Красной Слободе, живу в Москве, но душой — всегда в Израиле. Потому что это наша историческая родина, имеющая огромное значение для каждого еврея. Многие мои собратья, как и я, мыслями находимся в стране трех морей, молока и меда. Горские евреи, компактно проживающие на чужбине, в галуте, часто испытывают ностальгию по тому месту, где родились и выросли. Мои душевные эмоции, связанные с милым домом, особенно бурно проявляются, когда возвращаюсь в Азербайджан, вижу старые улочки, где когда-то играл с друзьями, школу, где посещал начальные классы, любимые, дорогие сердцу уголки. И это щемящее чувство постепенно превращается во что-то большее, в то, что очень хочется сохранить и навсегда запечатлеть для потомков.

- Разделяете ли сионистские взгляды?

Скорее нет, чем да, но это спорный вопрос. Уверен, все евреи рано или поздно должны оказаться в Израиле, в государстве, связанном с нашими отцами, праотцами, мы не должны забывать об этом. Как говорит певец Ефрем Амирамов: «Сион — отчизна каждого еврея, Израиль мой, тебя ль не воспою?» 

- В чем секрет вашего успешного взаимодействия с молодыми евреями, как вам со всеми удается найти общий язык, ведь все они очень разные, со своими непростыми характерами?

Единственный секрет моей работы с молодежью — индивидуальный подход, желание адресно общаться с каждым из них. Не с большой аудиторией, подобно лектору, когда кто-то вяло слушает тебя, а кто-то уткнулся в свой гаджет, а контактировать с каждым человеком лично. Вот важный аспект сплочения нашего малочисленного народа: вести активный диалог с людьми, быть внимательным и чутким ко всем горским евреям.

- Есть ли у вас учителя, люди, на которых вы в течение жизни хотите походить?

Конечно. Без таких людей мы не становимся теми, кем стали. Кумиры в сферах искусства, религии, литературы, права, бизнеса, науки, политики у меня имелись всегда, но придерживаюсь мнения, что каждый индивидуум должен создавать что-то свое, а не быть похожим на кого-то, поэтому всегда старался создавать личные, индивидуальные, авторские проекты.

- О чем мечтаете?

Было бы здорово, если бы мы все, евреи, разбросанные по миру, смогли бы найти общий язык, совместно стремиться к дружбе и к взаимовыручке, потому что сложность пока заключается именно в этом — в нашей разрозненности. Каждый горский еврей должен бороться за поддержание и сохранение наших традиций, во благо нашего народа. Если не мы, то кто?! Мечтаю, чтобы эхо важных и благородных поступков джууро прозвучало по всему миру. Нас ведь очень мало, следует всегда об этом помнить, а горско-еврейское сообщество необходимо поддерживать через силы международных организаций.

- Недавно вы посетили лагерь смерти Освенцим, место особой боли… 

Посещать такие места — крайне важно. Я не впервые оказался в этом месте, но каждый раз ощущал эту боль снова и снова. Очень страшно осознавать, что 80 лет назад люди заходили в эти ворота и больше никогда не выходили из них, эта земля пропитана кровью невинных жертв. В отличие от них, каждый из нас, выходя из Освенцима, меняется во имя своего еврейства и во имя слов Всевышнего. Вторым сильным моментом для меня стала речь Германа Захарьяева, Президента Международного фонда «СТМЭГИ», в которой он четко дал понять всему миру: «Пока мы живы, пока передаем все, что накопили столетиями молодому поколению, никогда не забудем и не позволим другим забыть эту ужасную трагедию не только в истории еврейского народа, но и всего мира». Шесть лет назад дата 26 Ияра была внесена в религиозный еврейский календарь как День спасения и освобождения. Это произошло по инициативе мецената и общественного деятеля Германа Рашбиловича Захарьяева, он сделал еще один важный шаг на пути к сохранению памяти и благодарности.

Похожие статьи