|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

О связях горских и грузинских евреев

О связях горских и грузинских евреев
Семья грузинских евреев. 1924 г., Тбилиси

Как и горские, грузинские евреи начали покидать Кавказ и переселяться в Эрец-Исраэль со второй половины XIX века. Общая численность грузинских евреев в настоящее время составляет примерно 200 тысяч человек, из них 120 тысяч проживают в Израиле, остальные в разных странах мира, несколько тысяч осталось в Грузии.

В Израиле горских евреев нередко путают с грузинскими. Это объясняется тем, что в Израиле горских евреев называют «йеудим кавказиим», соответственно и грузины, как выходцы с Кавказа, имеют право так называться. Но грузинские евреи получили название «йеудим Георгия», как на иврите именуют Грузию под влиянием английского языка. Наши предки называли грузинских евреев «жуурой гюржи». Но о том, что в Грузии проживали горские евреи, я узнала только в Израиле, начав заниматься журналистикой.

История горских евреев в Грузии интересна, но слабо изучена. В большинстве своем горские евреи, проживающие в Грузии, являются выходцами из Азербайджана, из городов Гянджа (Кировабад), Варташен (Огуз) и селения Евлах. О горских евреях Грузии писал Ширин Илья в своей книге «Край роз. На пороге Шахдага»: «Община варташенских горских евреев, более 350 лет проживавшая на территории Азербайджана, была одной из самых многочисленных. Но, несмотря на это, о ней мало написано, их история недостаточна изучена. Есть необходимость в археологических исследованиях, в изучении материалов в архивах Тбилиси и в других городах Закавказья. Известно, что в 1960-х гг. в Грузии проживало свыше трёх тысяч горских евреев».

Массовая миграция евреев Варташена (Огуза) в Грузию началась в неспокойные годы революционных событий в Российской империи, которые докатились и до окраин Азербайджана. В Тифлисе горские евреи в основном проживали в центральной части города. У них была своя синагога, при которой действовала еврейская школа и ряд кошерных лавок. История горских и грузинских евреев имеет общие исторические корни. Это связано с их появлением на Кавказе примерно в VI веке до н.э., когда царь Навуходоносор захватил Иудейское царство, и, разрушив Первый Иерусалимский Храм, увел в Вавилонию множество еврейских пленников. Об этом сказано в исторической летописи «Картлис цховреба» (Житиё Грузии):

«И было так: Навухоносор царь, полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли. Обещая платить дань, они выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право поселиться у реки Арагви, у притока, называемого Занави, за эту землю и стали они платить дань». Соответственно, место, где стали проживать евреи, получило название Керк, что в переводе с грузинского означает «дань». Вторая миграция на Кавказ произошла во время разрушения Второго Иерусалимского Храма, в I веке н.э., когда еврейские пленники пришли в Мцхет и присоединились к своим единоверцам. В этой же летописи «Картлис цховреба» говорится об одном еврее, Гуараме, который стал родоначальником царского грузинского рода Багратионов. Они титуловали себя как «Иессиан-Давидиан-Соломониане», а на гербе изобразили пращу и арфу царя Давида, с надписью по-грузински «Божьей милостью потомок Иессея (Ишая), Давида и Соломона — царь всея Грузии».  

В разные исторические периоды евреи приходили в Грузию из Византии, Армении, Персии, Азербайджана и расселялись по ее областям в поисках лучшей доли. Беспрерывные войны и внутренние распри между правителями опустошали страну, что влияло и на жизнь евреев. Это, по всей вероятности, заставляло грузинских евреев искать покровительства у местных князей, однако это вело их к закрепощению. С XIV по XIX век евреи были не только крепостными царей, церкви и частных владельцев, но их ещё можно было продавать целыми семьями или передавать за покрытие долгов. Соблазном для каждого еврея для освобождения от крепостного состояния было получение денег от церкви на выкуп себя из своей семьи и приобретения надела земли. Как и другие этнические евреи Кавказа, они были подвергнуты влиянию коренного населения и перенимали их обычаи и культуру.

В настоящее время грузинские евреи, которых называют «эбраэли», «исраэли», говорят и пишут на грузинском языке и не пользуются еврейским алфавитом. ПО внешнему виду и речи их практически невозможно отличить от грузин. Интересно, что и грузины переняли от евреев кое-что, например: еврейскую систему отсчета дней недели от Субботы. В обозначении каждого дня недели использовано слово «шабат».

После отмены крепостного права, в шестидесятых годах XIX века, грузинские евреи стали переселяться из сельских районов в города, основывать свои общины и строить синагоги. Как и среди горских евреев, у них были богатые купцы и владельцы крупных ремесленных мастерских. Но в большинстве своем евреи торговали вразнос всякой мелочью и жили скученно на тесных улочках в нищете. Со временем конкуренция в торговле с христианским населением привела к всплеску антисемитизма и обвинению их в ритуальных убийствах.

Соответственно, некоторые горские евреи, прибывшие из Азербайджана, женились на грузинских еврейках, что помогало им укорениться в этих местах. Затем они приглашали жить в Грузию своих родственников. Среди горских евреев Грузии были успешные предприниматели, купцы и мастеровые. Как и грузинские евреи, они занимались, в основном ремеслами, мелкой торговлей и работали в сфере бытовых услуг. Большой популярностью пользовались среди населения Северного Кавказа и Средней Азии такие изделия как: ковры, паласы, головные женские уборы (келегаи), одежда и т.д., выпускаемые цехами, которыми владели горские евреи.

Среди горских евреев Грузии были люди разных профессий, в том числе трудившиеся на ниве здравоохранения и образования. Их небольшой список я нашла в книге Ильи Ширина:

- профессор Илья Симхаев, выпускник медицинского института (Тбилиси);

- Адиль Мишиев, профессор Тбилисского педагогического института, где работал деканом отделения азербайджанского и армянского языков;

- Манашир Ягубов, выпускник Тбилисского медицинского института, работал заведующим центром Авиационного завода в Тбилиси;

- Рувин Абрамов, выпускник факультета экономики Тбилисского университета, руководил в торговой организации отделом учёта и контроля;

- Исаак Масияев, получил высшее экономическое образование, в разные годы работал на различных мероприятиях столицы Грузии главным экономистом, замдиректором;

- Баба Абрамов — получил высшее экономическое образование, работал главным бухгалтером в Министерстве торговли Грузии;

- Хаим Ханукаев — чемпион Грузии и СССР по тяжелой атлетике.

Профессор Адиль Мишиев рассказал, что в Государственном архиве Грузии в Тбилиси хранятся важные документы по истории евреев Кавказа. Для историков, заинтересованных данной темой, — это прекрасная возможность, исследуя архивные документы, создать интересное исследование. Кавказским евреям, ныне проживающим в Израиле, интересно было бы узнать об этой странице истории.


Похожие статьи