| Алан Шаттер
Алан Шаттер

Нетаньяху пора уходить

Нетаньяху пора уходить

Нет никаких сомнений в том, что коалиционное правительство во главе с Нетаньяху, сформированное 29 декабря 2022 года, 37-е правительство Израиля, является и будет исторически признано самым катастрофическим, некомпетентным, дисфункциональным правительством в 76-летней истории Израиля. Нет смысла перечислять здесь многочисленные ошибки и провалы, в которых оно виновно, пагубное влияние токсичной риторики и поведения, излюбленных слишком многими его экстремистски настроенными членами, беспрецедентный раскол, намеренно созданный в израильском обществе, его многочисленные попытки подорвать демократические ценности, независимость судебной власти, верховенство закона и превратить Израиль в теократическую демократию, презирающую права человека. Об этих проблемах уже много написано, они хорошо известны и станут в будущем предметом множества статей, книг и дискуссий.

После вторжения ХАМАСа в Израиль 7 октября, убийства 1200 человек, совершения других варварских злодеяний, похищения более 250 заложников и обстрела Израиля примерно 3000 ракет, выпущенных из Газы, и последующих ежедневных ракетных обстрелов, достижение политического единства путем привлечения в правительство готовых к компромиссу оппозиционных партий имело смысл. Гордыня, некомпетентность и халатность тогдашнего правительства, а также провалы ЦАХАЛа и разведки, которые привели к погрому 7 октября, не могли быть немедленно устранены путем всеобщих выборов или расследования. Из-за начавшейся войны многое было отложено на более поздний срок. Было также ясно, что нет никаких шансов, что премьер-министр Биби Нетаньяху возьмет на себя личную ответственность за катастрофические провалы своего правительства, уйдет в отставку и покинет политическую сцену.

Существует исторический прецедент, подобный тому, как Нетаньяху остался премьер-министром после 7 октября. Давно дискредитировавший себя премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен оставался премьер-министром до мая 1940 года после начала Второй мировой войны в начале сентября 1939 года. Потребовалось время, чтобы его политика умиротворения Гитлера и последовавшая за Мюнхеном 1938 года декларация о том, что он «привез мир», полностью доконали его. Но не только это стало причиной отставки Чемберлена. Он также подвергался нападкам со всех политических сторон за катастрофические первые месяцы той войны.

Поведение Нетаньяху в дни, предшествовавшие принятию резолюции 2728 Совета Безопасности ООН от 25 марта, и сразу после ее принятия наглядно демонстрирует, что из его разнообразных и повторяющихся политических просчетов и неудач во главе нынешнего правительства Израиля не было извлечено никаких уроков и что он не только больше не может оставаться премьер-министром Израиля, но и что его дальнейшее пребывание на этом посту представляет собой явную и настоящую опасность для будущей безопасности, стабильности и места Израиля в мире. Претендуя на защиту Израиля от его врагов-фундаменталистов, своим поведением и действиями крайне мессиански настрроенных членов своего правительства он помогает им и Ирану достичь двух своих главных политических целей: глобальной политической изоляции и демонизации Израиля и внесения раскола в отношения Израиля и США, которые являются ближайшим и, безусловно, лучшим и самым важным его союзником.

Основной текст резолюции СБ ООН от 25 марта «требует немедленного прекращения огня на месяц Рамадан, соблюдаемого всеми сторонами, ведущего к прочному устойчивому прекращению боевых действий». Она также требует «немедленного и безоговорочного освобождения всех заложников», а также «гуманитарного доступа для удовлетворения их медицинских и других гуманитарных потребностей» и требует, чтобы «стороны соблюдали свои обязательства, отвечающие международному праву, в отношении всех лиц, которых они задерживают». Резолюция также «подчеркивает срочную необходимость расширения потока гуманитарной помощи и усиления защиты гражданских лиц во всем секторе Газа и вновь требует снятия всех барьеров на пути предоставления гуманитарной помощи в широких масштабах».

Резолюция была принята 14 голосами в СБ ООН при воздержавшихся США. Это было сделано в первую очередь потому, что резолюция не осуждала ХАМАС за нападение на Израиль и злодеяния 7 октября, похищение заложников и нарушение существующего на тот момент перемирия. Ранее США наложили вето на три проекта резолюций по войне между Израилем и Газой и воздержались при голосовании по двум, в которых Совет принял резолюции о помощи Газе и призвал к длительным перерывам в боевых действиях. Китай и Россия также наложили вето на два проекта резолюций США, один из которых был принят в пятницу, 22 марта.

Резолюция 2728, принятая СБ ООН, наделила все требования равным приоритетом и, хотя в ней не было прямого увязывания требования прекращения огня с освобождением заложников и доступом к ним, косвенно сделала это и может быть правильно истолкована таким образом. Четкое требование «немедленного и безусловного освобождения заложников» и «гуманитарного доступа» к ним, взятое вместе с требованием прекращения огня до окончания Рамадана 9 апреля, должно было быть принято Нетаньяху и его правительством, как и остальные положения резолюции. Хотя резолюция стремилась к «прочному устойчивому прекращению огня», она не требовала его после 9 апреля, не давала разрешения ХАМАСу восстановить свое варварское правление в Газе и не создавала препятствий для возобновления боевых действий после 9 апреля, если ХАМАС не сложит оружие. Более того, эта формулировка может быть использована для того, чтобы на международном уровне подчеркнуть упрямство ХАМАСа и его ответственность за продолжение конфликта, поскольку он не может безоговорочно освободить всех заложников, как того требует Международный суд.

Немедленный отказ Нетаньяху от резолюции и осуждение Байдена и его администрации, оказавшей Израилю беспрецедентную политическую, военную и финансовую поддержку в период кризиса, демонстрирует непростительный недостаток политического интеллекта и стратегического мышления, граничащий с истерикой. То же самое можно сказать и о реакции на резолюцию Гилада Эрдана, артистичного и обычно умного представителя Израиля в ООН. Он был прав, когда назвал неспособность СБ ООН осудить ХАМАС и резню 7 октября позором, но на самом деле Совет — это не суд морали, и в его компрометирующих резолюциях редко все бывает правильно. Он состоит из пятнадцати членов, пять из которых по историческим причинам являются постоянными и могут применять право вето, и все они имеют различные собственные и конкурирующие интересы на мировой арене.

Непродуманная и недоброжелательная реакция Нетаньяху на то, что США воздержались при принятии резолюции, отмена визита израильской делегации в США для обсуждения продолжающегося присутствия ХАМАСа в Рафахе и судьбы палестинских гражданских лиц там, не связанная с этим отставка Гидеона Саара из правительства, критика Бени Ганцем поведения Нетаньяху, последующие выпады и дальнейшее создание Нетаньяху опасности для заложников, удерживаемых в Газе, приводят лишь к одному здравому выводу. Естественная и полезная жизнь этого правительства, возглавляемого Нетаньяху, включая членов оппозиции, подошла к концу, и пришло время Нетаньяху уйти. Ганцу и Айзенкоту пора вернуться в оппозицию, Йоаву Галанту и другим членам «Ликуда» — признать, что Нетаньяху утратил рассудительность и политический ум, необходимые для премьер-министра Израиля, и либо заставить его уйти в отставку, либо быстро провести выборы. Потребность общества в прекращении полной дисфункции управления на данном этапе должна преобладать над любым нежеланием проводить выборы во время войны.

Нетаньяху на ранней стадии нынешнего конфликта обещал «полную победу». Реальность такова, что, как ни крути, полной победы не будет. Слишком многие уже погибли или были навсегда искалечены, слишком много жизней уже изменилось навсегда. Нетаньяху своим поведением в последние дни и после принятия резолюции СБ ООН, в том числе своим изображением ее, подарил ХАМАСу маленькую победу. Как лаконично выразился член Палаты представителей США, демократ и сторонник Израиля Ричи Торрес, «единственный победитель в публичном противостоянии между Соединенными Штатами и Израилем — это ХАМАС». Необходимо срочно принять меры, чтобы нынешний разрыв не превратился в постоянное отчуждение.

Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи