Резолюция ООН о прекращении огня оскорбляет израильтян — как и притворное возмущение Нетаньяху

Резолюция ООН о прекращении огня оскорбляет израильтян — как и притворное возмущение Нетаньяху
Фото: Sean Gallup/Getty Images

25 марта Соединенные Штаты решили не накладывать вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, призывающую к прекращению огня в Газе. Резолюция призывает к немедленному перемирию на время Рамадана, ведущему к «долговременному и устойчивому» прекращению огня, безусловному освобождению заложников и расширению доступа гуманитарной помощи.

Решение США воздержаться вызвало шквал критики со стороны Нетаньяху. В ответ он отменил визит в Вашингтон Цахи Анегби и Рона Дермера, двух своих главных советников, которые должны были объединить усилия США и Израиля по вопросу о готовящемся вторжении Израиля в Рафах. Он напал на администрацию Байдена за «отказ» от привычной политики в СБ ООН и подрыв усилий его страны, стремящейся к победе над ХАМАСом и к возвращению домой заложников.

Израильтяне уже давно не согласны с международным общественным мнением. Значительные группы населения по всему миру уже давно отвергают или преуменьшают национальные устремления и право Израиля на безопасность, что заставляет израильтян относиться к критике из-за рубежа (законной или нет) с иронией.

На самом деле гнев Нетаньяху имеет слабое отношение непосредственно к резолюции. Это политически мотивированное возмущение, маскирующееся под праведное противостояние реальной антиизраильской предвзятости в ООН и предполагаемому отказу США от Израиля. Хотя это может быть выгодно лично Нетаньяху, это дорого обходится самому Израилю.

Этот «ум-шмум» (как израильтяне прозвали ООН) имеет особый резонанс сегодня на фоне растущей международной критики войны Израиля против ХАМАСа и одновременного промедления с осуждением разрушительной атаки ХАМАСа на Израиль 7 октября. Мир все равно нас ненавидит, и ему все равно, выживем мы или погибнем, — так рассуждают в мире, так что какой смысл пытаться его умиротворить?

Это мощный нарратив, который воздействует на эмоции израильтян, и премьер-министр Биньямин Нетаньяху пытается использовать его в своих политических интересах.

У Израиля есть законные причины выступать против резолюции Совета Безопасности. Безусловно, неприятно, что в тексте резолюции содержится призыв к немедленному прекращению огня без прямого осуждения ХАМАСа и указания на его террористическую атаку как на провоцирующий инцидент. В нем также не было четко указано, что освобождение заложников является предварительным условием для прекращения огня, как это происходит на переговорах между Израилем и ХАМАСом в Катаре.

В проекте резолюции о прекращении огня, представленном Соединенными Штатами на прошлой неделе, оба этих пункта были указаны, и в результате Россия и Китай наложили на него вето («против» проголосовал также Алжир). Это означает, что самый влиятельный орган ООН не признает их право на безопасность, нарушение которого и привело к этой войне. Чувство отчуждения израильтян от международного сообщества усиливается из-за постоянных слухов об актах сексуального насилия, совершенных ХАМАСОМ 7 октября, и продолжающегося дела в Международном суде ООН, обвиняющего Израиль в геноциде.

Однако за резолюцию ответственны не только Россия, Китай и Алжир. Помимо США, «за» проголосовали остальные 14 членов Совета Безопасности, включая Великобританию и Францию. Голосование ознаменовало отход от стандартной парадигмы, когда США «защищают» Израиль от неблагоприятных для него резолюций СБ ООН. Это говорит об уникальных проблемах, которые этот момент ставит перед американо-израильскими отношениями, где президент Джо Байден пытается примирить свою неизменную поддержку Израиля с разочарованием от того, что Нетаньяху игнорирует приоритеты американской политики.

Вопрос не в том, должен ли Израиль принять вчерашнюю необязательную резолюцию Совета Безопасности. Вопрос в том, как Израиль должен дипломатически отреагировать на это послание международного сообщества. По сути, есть два варианта: Израиль может подумать о том, как решить проблемы, побудившие его союзников проголосовать за резолюцию, которую он считает неблагоприятной, или же он может опустить руки и заявить, что весь мир полностью против него.

Нетаньяху выбрал последний вариант, потому что это выгодно ему с политической точки зрения. Это дает ему прекрасную возможность углубить ров, который он намеренно выкопал в отношениях с самым важным партнером своей страны в сфере безопасности и дипломатии.

С самого начала войны Нетаньяху тянул время и не пропускал гуманитарную помощь в Газу, а также постоянно выступал против плана Байдена по возвращению Газы под власть Палестинской автономии — вполне возможно, за счет нормализации отношений с Саудовской Аравией. Его правительство в основном безразлично относится к озабоченности США по поводу гуманитарного кризиса, даже когда Белый дом продолжает поддерживать Израиль в военном отношении.

Израильтяне испытывают законные опасения по поводу перехода Газы под контроль Палестинской автономии и понятное эмоциональное безразличие к трагедиям, пережитым палестинцами в Газе. Нетаньяху попытался извлечь выгоду из этих настроений, представив себя единственным лидером, который может противостоять США и международному сообществу, которое неизменно предвзято относится к его интересам.

Теперь, намеренно нанося упрек США, Нетаньяху использует вчерашнюю резолюцию СБ ООН как предлог для отмены встречи, призванной объединить усилия Израиля и США по смягчению гуманитарных последствий готовящегося вторжения Израиля в Рафах. Его офис также ссылается на эту резолюцию как на причину, по которой ХАМАС отверг последнее предложение Израиля о сделке «заложники в обмен на перемирие».

Тем самым он заявляет своим правым сторонникам, что не поддастся давлению извне и не пожертвует эффективностью израильской военной операции. Это убедительное послание для израильтян, которые уже предрасположены к тому, чтобы видеть, что мир настроен против них. Это также удобно для ультраправых партнеров Нетаньяху и откладывает неизбежную политическую расплату, которая ожидает его после того, как война утихнет.

Однако именно израильтяне заплатят высокую цену за этот дерзкий вызов международному общественному мнению. Снижение статуса участия Израиля в переговорах о заложниках делает перспективу их освобождения еще более недосягаемой. Отмена визита Анегби и Дермера в Вашингтон станет испытанием терпения администрации Байдена и поставит под сомнение возможность достижения соглашения о характере израильского вторжения в Рафах.

Потеря американской поддержки в войне может иметь катастрофические последствия для Израиля и повышает вероятность окончания боевых действий, в результате которых ХАМАС в некоторой степени останется нетронутым как военная и политическая сила в Газе. Как бы ни было неприятно обращать внимание на то, что думает мир, дипломатическая изоляция — это высокая цена за «полную победу».

Forward, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи