|
Яна Любарская
Яна Любарская

Евреи Города невест

Евреи Города невест

«Город невест» — широко распространённое неофициальное название города Иваново. Сегодня мы поговорим об истории евреев этого российского города с Мариной Викторовной Голдин, чья знаменитая бабушка стояла у истоков еврейской жизни там. Наша героиня — заместитель председателя Региональной еврейской национально-культурной автономии города Иваново, всегда элегантная, стильная и веселая представительница прекрасного пола, мама троих взрослых детей.

Она родилась в казахстанском городе Актау, расположенном на берегу Каспийского моря, в юности, переехала в Иваново, где уже жили ее дедушка и бабушка, закончила здесь Текстильную Академию. Марина происходит из светской еврейской семьи и иногда бывает на своей малой родине, в Казахстане: «Из еврейских атрибутов своего советского детства помню нашу национальную еду, книжки на идиш, которые, конечно же, читать не могла, а просто рассматривала. В голове также вертятся какие-то песни на мамэ лошн, в том числе композиции сестёр Берри. К родителям часто приходили их еврейские друзья. Актау (в советские годы Шевченко) был типичным многонациональным городом, где в дружбе и согласии проживало немало этносов, но при этом — закрытым «почтовым ящиком». Туда по распределению попало немало молодых евреев из разных республик бывшего СССР. Мои родители как раз из этой волны, по образованию они — медик и инженер-строитель», — говорит моя собеседница.

В Иваново Марина Голдин приехала много лет назад, чтобы получить желанную профессию, да так тут и осталась: «Мы, евреи, народ кочевой, переезды меня не пугали. К тому же, я очень творческий человек, и мне хотелось получить специальность, связанную с дизайном. Сначала отправилась в Москву, в Текстильную Академию, — не прошла, там был большой конкурс. Зато поступила в аналогичный вуз в Иванове, на кафедру текстильного дизайна».

Еврейское население проживало в Иванове-Вознесенске с первых лет существования города. Тремя наиболее распространенными еврейскими профессиями в Иваново-Вознесенске были: часовщик, аптекарь и портной. При этом менять род деятельности запрещалось. Нельзя было торговать изделиями не своего производства. Например, если в лавке часовщика замечали какую-то «постороннюю галантерею» (ремни, кошельки, цепочки), это грозило выселением.

В 1905 г. еврейское население города пострадало от погромов, направленных, в основном, против большевистских выступлений. Толпа разбила и разграбила часовые лавки и аптеки. С началом Первой мировой войны в Иванове отмечался приток еврейского населения за счет беженцев из западных областей. А после революции 1917-го новая власть отменила дискриминацию «лиц иудейского вероисповедания». В 1915 г. в Иванове-Вознесенске открыли еврейское кладбище, вскоре закрытое и застроенное в первые советские годы городскими кварталами. В 1970 г. в городе проживало 1363 еврея.

В 1999 году в Иванове была создана еврейская религиозная община, в 2004-м — национально-культурная автономия. Уже на протяжении 11 лет в конце октября в Иванове проводятся фестивали еврейской культуры, которые пользуются большой популярностью в городе, также было отреставрировано «новое» (открытое в 1935 году) еврейское кладбище.

Старое здание еврейского молельного дома, построенное еще в 1904 году, в котором в октябре 1917 г. находился Совет рабочих и солдатских депутатов Иванова-Вознесенска и военно-революционный комитет, было арендовано еврейской общиной города в начале 2000-х. После ремонта оно оказалось вполне пригодным для для религиозных служб. Объект включает молельный зал, классы для занятий, детский клуб, благотворительный центр для пожилых людей, кошерную столовую и библиотеку еврейской литературы.

А в ноябре 2015 года в Иванове открыли новую синагогу. Ранее у еврейской общины региона никогда не было своего отдельного культового сооружения. В новом здании сегодня разместилась община ортодоксального иудаизма (ФЕОР). Главный раввин России Берл Лазар, перерезая красную ленточку на церемонии открытия, отметил, что Иваново — один из немногих регионов России, где численность еврейского населения в наши дни выше, чем в дореволюционный период. И, конечно, евреям города было крайне важно получить этот объект для полноценной религиозной жизни, молитв и общения, ведь синагога, в дословном переводе, означает «дом собраний».

Но вернемся к нашей героине. Поработать по любимой профессии ей после окончания вуза почти не удалось: ведь наступили трудные 90-е, когда отечественные производственные предприятия повсюду закрывались или использовались не по назначению. Так было и в Иванове, самом текстильном крае России: «Однажды, находясь в декрете, решила присоединиться к местной активной еврейской жизни, которой мне так не хватало. Пришла в общину, познакомилась с ее председателем. К сожалению, все наши промышленные предприятия, на которых мы успели пройти практику во время учебы, были проданы или закрыты. Все исчезало на глазах, приходило в упадок и запустение. А сейчас, текстильное производство в Иваново постепенно возрождается. И это правильно, ведь чем же нам еще заниматься?! Земля у нас плохая, остаются лишь текстиль, и, конечно, культурные мероприятия! Культурную автономию мы учредили, чтобы у евреев нашего региона была светская, яркая, интересная жизнь. Моя мечта: заново сплотить нашу общину в эти нелегкие времена, когда многие уехали в Израиль, возродить нашу культурную бурлящую жизнь в таком виде, в каком она у нас была прежде, а это — многочисленные концерты, выступления звезд эстрады, просмотры фильмов, занятия с детьми и пр.».

Следует отметить, что Региональная еврейская национально-культурная автономия Иванова, где работает наша героиня, располагается в Доме национальностей, ставшим тёплым, гостеприимным пристанищем для всех этнических групп: «Все наши культурные мероприятия провожу на площадке нашего Дома национальностей и в Центральной универсальной научной библиотеке. А вот продуктовые наборы к еврейским праздникам наши подопечные получают в синагоге, у раввина. Хочу подчеркнуть, что Ивановский дом национальностей действительно делает очень многое для укрепления отношений между нашими этносами: проводим совместные мероприятия, ходим друг к другу в гости, узнаем о традициях и обычаях друг друга. Наверное, по этой причине в Ивановской области столь низкий уровень межнациональных проблем».

На днях заместитель руководителя еврейской автономии снялась в программе «Утро России — Иваново», рассказав зрителям о том, как в еврейском мире используют рукопожатие, и что означает главное еврейское приветствие «Шалом»: «Это слово не только означает “мир”. Оно еще — одно из имен Всtвышнего. “Шалом” евреи говорят и при встрече, и при прощании. А вот рукопожатие, как и любой физический контакт между представителями противоположных полов, запрещено (если, конечно, им не обмениваются супруги или иные близкие родственники)».

Кроме того, в июне Марина Викторовна побывала на образовательном семинаре Центра «Холокост», проходившем в Подмосковье. Она очень надеется, что новые знания, полученные на этих выездных занятиях, помогут ей в поисках родственников, без вести пропавших в украинских Прилуках в 1941 году: «Центр “Холокост” уже более 30 лет занимается историей геноцида евреев, используя в своей деятельности системный научный подход, снабжает российских педагогов методическими материалами и пособиями. Этот семинар помог мне структурировать знания о трагедии, дал новые идеи и силы. Он завершился встречей участников с руководителем Московской организации бывших малолетних узников гетто и концентрационных лагерей Олегом Ефимовичем Мортковичем, который рассказал нам историю своего спасения во время Великой Отечественной войны украинской женщиной Натальей Бондарь. До этого важного образовательного мероприятия у меня в голове было многое перемешано. В 1941 году исчезли мои родственники, и я до сих пор ничего не знаю об их судьбе. Возможно, сейчас мне станет легче их искать».

Бабушка Марины, Любовь Николаевна (Залмановна) Милявская, умерла в 97-летнем возрасте, она многое успела рассказать своей внучке. Любовь Милявская родилась 30 декабря 1923 года в городе Прилуки Полтавской губернии Украины в еврейской семье торговцев бакалеей. Перед войной закончила фельдшерско-акушерскую школу и летом 1941 года была мобилизована на фронт. Она сдала выпускные экзамен в фельдшерско-акушерской школе, но не успела получить диплом: объявили войну, и она записалась в добровольцы. После тяжелого ранения оказалась в плену, но, благодаря неравнодушным людям, спаслась. Война для Любови закончилась в 1945 году в Восточной Пруссии. Как сказала ранее Марина Голдин, все близкие юного медика, оставшиеся в Прилуках, исчезли без всяких следов. Моя героиня уверена, что ее предков расстреляли немцы или их пособники: «Бабушка после Победы приехала в Москву, окончила стоматологический институт, трудилась в московских клиниках. В 70-е годы переехала в Иваново, куда был направлен ее супруг Марк, военный врач. В Иванове Любовь Николаевна с новыми друзьями основала еврейский культурный центр, который сегодня стал еврейской общиной. А начиналось всё так: у дедушки Марка здесь жил его фронтовой друг, летчик Давид, они дружили семьями и решили в 80-х организовать еврейское общество. Собирались сначала на квартирах, из угощений приносили кто, что мог, проводили чаепития, пели песни, читали стихи. Постепенно объединение расширялось благодаря новым участникам, пришлось арендовать для встреч целый школьный класс. Бабушка также открыла в Иванове зубоврачебную школу и работала здесь по профессии, одним словом все успевала! Наверное, как и я сегодня. Подруги удивляются, как я все успеваю, да еще с тремя детьми?! И сама не знаю, наверное просто очень люблю жизнь, людей и свою работу!» — смеется Марина Голдин.

Для тех, кто хочет также принять участие в еврейской жизни Иваново, но пока не знает, с чего начать, оставляем контакты нашей героини: miri_aktau@bk.ru; https://fenka.online/region/ivanovskaya-oblast/ ; https://my.mail.ru/bk/miri_aktau/.

Похожие статьи