Там, где когда-то было Варшавское гетто, теперь горят ханукальные свечи

На улице бывшего Варшавского гетто несколько заброшенных зданий стоят как свидетельство самой темной главы в истории польской столицы.

Некоторые жители Варшавы говорят, что призраки не дают покоя этим домам… Но на минувшей неделе, с началом Хануки, здания вновь наполнились светом. Поднимаясь на кранах, молодые поляки зажигали свечи на подоконниках в этих домах. Авторы этого замечательного проекта – Ноа Биран и Рой Тальмон, двое архитекторов из архитектурной студии «Тальмон Биран» в Тель-Авиве. Они придумали эту концепцию, проводя время в Варшаве на государственную стипендию Польского фонда современного искусства.

«Заброшенные дома стоят как памятники не только истреблению еврейского народа, но и уничтожению его культуры»

Они предложили художникам жить и творить в варшавском «Керет Хаусе», который был построен в прошлом году. Это здание является самым узким домом в мире («Крет Хаус» построен в узком проходе между двумя другими домами, и его ширина всего 127 см, а в самом узком месте 76 сантиметров) и названо в честь своего первого гостя, израильского писателя Эдгара Керета.

«Когда мы бродили по городу, наше внимание привлекли заброшенные дома, – сообщили Haaretz по электронной почте Биран и Тальмон. – Они стоят как памятники событиям прошлого – памятники не только истреблению еврейского народа, но и уничтожению его культуры, которая была частью польской культуры».
Двое архитекторов зажгли ханукальные свечи в заброшенных зданиях. Они хотят способствовать гораздо более широкому обсуждению мультикультурализма в Польше: «После встреч с польской интеллигенцией у нас сложилось впечатление, что современная польская культура всё еще имеет тесные связи с еврейской культурой, некогда процветавшей на польской земле. Поэтому для нас было очень важным, чтобы ханукальные свечи зажглись в ряде сооружений по всей Варшаве. Это совместный проект, в котором примут участие как еврейские, так и нееврейские поляки».

Биран и Тальмон говорят, что их проект является знаковым по ряду причин: «В то время как зажжение ханукальных свечей – чисто еврейская традиция, которую еврейскому населению, находящемуся в меньшинстве, зачастую приходится совершать тайком, здесь, в Варшаве, свечи открыто горят в окнах этих домов».
Биран и Тальмон говорят, что этот свет напоминает им свет поминальных свечей. И это создает в заброшенных домах атмосферу, где призраки хотят заявить: «Мы были здесь однажды, и мы по-прежнему здесь».

Автор: Ofer Aderet

Похожие статьи