Материал был безумно сложным...

Заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ Аркадий Ковельман и директор Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности Ури Гершович выпустили в свет совместную книгу «Сокрытое и явленное в Талмуде: очерк нефилософского мышления на исходе античности».


В интервью СТМЭГИ А.Ковельман рассказал о том, как появилась эта книга и что он планирует делать дальше, а также поделился соображениями о том, что было самым трудным при ее написании.

- Как появилась эта книга?

- Вообще можно сказать, что последние лет 40 я пишу одну непрерывную книгу и статьи как наброски тех или иных глав. Если говорить об этой конкретной книге, то все началось с нашего с Ури знакомства. Мы участвовали в проекте по переводу аггадических отрывков Вавилонского талмуда для антологии под редакцией раввина А.Штейнзальца и С.С.Аверинцева и писали комментарии к ним. Так, я писал комментарий «Этика и поэтика Талмуда», Ури - комментарий о рецепции Талмуда в еврейской философии, а вдвоем мы писали тематические комментарии о том, как тот или иной отрывок Талмуда сидит в теле трактата. В дальнейшем эти тексты послужили основой для нескольких статей. В 2002 г. мы опубликовали статью на эту тему на английском языке, после чего я эту тему бросил и переключился на что-то другое. Потом я к этому вернулся и мы начали работать с материалом дальше. И в конце концов получилась эта книга.

- Что было самым сложным в Вашей работе?

Самое сложное было в том, чтобы изложить то, что думалось, что было в голове и идее, так чтобы это было как-то читаемо. Материал был безумно сложным. Я в своей жизни делал многие книги и статьи и работал с самыми разными материалами, но более сложного материала чем Талмуд, и более сложного текста у меня никогда не было. То, что делали мы — это сложный многоуровневый анализ. Чтобы все это понимать, надо самому включаться в него — подобно тому, как шахматист-любитель разбирает партию гроссмейстеров. Сделать это читаемым на русском языке было невероятно тяжело и я не знаю, как мне удалось.

- Каковы Ваши дальнейшие планы?

- Я не могу ручаться, но думаю, что этой темой я больше заниматься не буду и перейду на что-то другое. Это для меня традиционно — переходить от темы к теме, не останавливаясь на чем-то одном до бесконечности. Я эволюционирую, хотя и не знаю, куда я выйду в конце концов. Здесь же мы уже поняли то, что хотели понять, а расширять это на большее число трактатов Талмуда я не вижу смысла.


Беседовал Семен Чарный

Похожие статьи