|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Коэн-комик в роли Коэна-разведчика

Совсем недавно Netflix представил своим подписчикам художественный фильм «Курорт для ныряльщиков на Красном море», посвященный спасению группы эфиопских евреев и их тайному вывозу в Израиль. Теперь на той же платформе выходит мини-сериал «Шпион», в котором Саша Барон Коэн играет агента Моссада и национального героя Израиля Эли Коэна. В обоих случаях сценаристом и режиссером выступил Гидеон Рафф (сериал Homeland).

Сериал рассказывает о миссии Коэна в Сирии в начале 60-х, где ему под видом арабского бизнесмена удалось проникнуть в приближенные к правительству круги. Сериал постоянно держит зрителя в напряжении, изобилует сценами, когда Коэн едва избегает разоблачения. Важный мотив фильма посвящен влиянию шпионской деятельности на психику разведчика.

«Вновь обращаясь к шпионской истории, я хотел этой работой сказать нечто новое: показать, как работа разведчика влияет на его личность, как секретный агент разрывается между легендой и своим реальным образом, — рассказал Гидеон Рафф изданию Jewish Journal. — Разведчик поневоле должен быть хорошим актером».

Как и любой израильтянин, выросший в Иерусалиме Рафф узнал о подвиге Коэна еще в школе. «Мы усвоили на уроках истории основные вехи его биографии. Но детали и то, насколько велика была его жертва, нам не были известны», — отметил сценарист. Чтобы выяснить все подробности, потребовались многочисленные встречи с его вдовой и детьми, беседы с другими агентами Моссада, действовавшими в то время. «Нам нужно было много о чем рассказать, поэтому мы и сняли не художественный фильм, а мини-сериал».


Написав сценарий, Рафф задумал пригласить на главную роль комика Сашу Барона Коэна. Он хоть и уроженец Британии, но тоже знал историю своего однофамильца с детства. «Он очень тесно связан с Израилем. Его мать израильтянка. Он понимает израильскую культуру, говорит на иврите. Однако роль разведчика не вполне вписывалась в его привычное амплуа», — отмечает Рафф. Однако актер оказался настолько смел, что согласился попробовать себя в непривычном жанре и образе.

Съемки сериала проходили преимущественно в разных частях Марокко, прежде всего в Касабланке — из-за ее визуального сходства с Дамаском и Тель-Авивом. В «ролях» Цюриха, Парижа и Буэнос-Айреса выступил Будапешт. В Будапеште Рафф и его спутник жизни Уди Пелег посетили историческую синагогу на улице Доханьи. На стены этой синагоги нанесены имена венгерских жертв Холокоста, в том числе деда и прадеда Пелега.

Рафф признал трудности, связанные с воссозданием исторической обстановки, но подчеркнул, что вся съемочная группа стремилась к максимальной достоверности в деталях. Он намеренно решил рассказать историю нелинейным образом, начав первую серию с кануна провала разведчика: «Эта история не о том, как она заканчивается, будет ли Эли пойман или нет, — сказал Рафф. — Речь идет о том, как он поднялся так высоко в Сирии и какую цену должен был заплатить за это».  

Основу сюжета составляют взаимоотношения Коэна с его куратором в Моссаде, Даном Пелегом (Ноах Эммерих), а также с женой, Надией (Хадар Рацон Ротем). «Дан отправляет Эли, своего лучшего друга, в очень опасное предприятие. Он сталкивается с дилеммой: с одной стороны хочет оградить своего друга от опасности, с другой — понимает, что благодаря своей миссии Эли спасет тысячи других людей. Надия видит, что Эли подвергает себя смертельной опасности. Но она не хочет помешать ему выполнять свой долг перед родиной. Таким образом основной конфликт фильма заключается не в шпионских разоблачениях и перестрелках, а в личной драме.

Подвиг разведчика сложно переоценить: благодаря деятельности Коэна израильтянам удалось легко победить сирийцев в Шестидневной войне. «Это история о том, как Ближний Восток стал тем, чем он является сегодня», — сказал Рафф.
Похожие статьи